Стахов Юрий: Друзья, всем привет! Меня зовут Стахов Юрий и у нас в гостях Тарас Терлецкий – один из крутых, интересных, ярких, необычных свадебных фотографов Украины. Сегодня он у нас в гостях чтобы ответить на несколько вопросов, поднять животрепещущие темы. И вообще, Тарас у нас первый гость, с которым мы начинаем рубрику «Интервью с фотографами в фотошколе Photostudy.me», и в которую будем звать много прикольных ребят, чтобы пообщаться, поотвечать на вопросы и обсудить фотобизнес в Украине и в СНГ в целом. Поэтому, если вам интересно читать здесь каких-то спикеров, задать вопросы Тарасу, чтобы мы пригласили его еще раз, под этой статьей задавайте вопросы. Пишите, кого бы хотелось послушать, пишите вопросы непосредственно к Тарасу. Обсуждаем, чтобы мы вместе стартанули целую рубрику, знакомились с фотографами и общались с ними. Тарас, привет!

Тарас Терлецкий: Привет!

 

Стахов Юрий: Мы с тобой давно общаемся, много чего обсуждаем, ты несколько раз выступал у нас на конференциях, которые мы проводим в Украине. Расскажи о своей фотосъемке. Какое у тебя позиционирование, как фотографа? Все мы знаем, что ты выделяешься в определенной мере штуками на рынке, и в своей фотосессиях несешь определенный посыл зрителю и тем, кто обучается у тебя. Расскажи об этом в нескольких предложениях.

Тарас Терлецкий: На самом деле весь наш бизнес в плане свадебной фотосессии и вообще стиля в Украине, скатывается к одному – luxury, все по-богатому, давай побольше люстры, баночки, арочку с миллионом цветов сделаем и все. Понимаешь, свадебный …..??? Свадьба – это иной event. Свадьба более семейная, она и душевная, она про то, как мальчик и девочка когда-то влюбились и они решили сделать свадьбу. Свадьба – это взаимодействие с их друзьями и с их семьей. Все. Не про баночки, не про скляночки и не по-богатому. А почему-то у нас в Украине все хотят снимать luxury, luxury, luxury… забывая о главном, что нет души в этих баночках. Баночка – это просто как кофе, выпил – и оно не оживет, оно не даст нам ничего в будущем и не покажет, кого ты снимаешь. Мы все забыли, что снимаем семьи, и мы в наших свадьбах даже не интересуемся, что это за семья. Может быть, у них проблемы свои, может у них какие-то особенности, а нам все равно – надо картинку и кэш, давай кэшэм закидаемся.

 

Стахов Юрий: Мне кажется, глобальная проблема в Украине в «казаться, а не быть». То есть, все хотят кем-то казаться. Свадебный event хочется, чтобы он казался круче, чем у Маши, круче, чем у кого-либо, оригинальней и ярче, интересней. Не о том, чтобы быть такими как есть, что мы хотим сделать праздник для себя, хотим, чтобы те гости, которых мы позвали, разделили с нами эту тусу. И чтобы это был прикольный event, который мы делаем для того, чтобы объединить семью, а не просто показать, что у нас есть деньги.

Тарас Терлецкий: Мы упускаем самое главное в нашей жизни, скорее всего – это чувство искренности. Мы не показываем его, мы не показываем улыбки. А эти lovestory (лавстори)? Сколько можно снимать эти lovestory ? У вас нет мысли и вы просто, если вспомнить как в 2000-х: если мы не знаем что делать, мы целуемся. Мы всегда на съемках целовались. Сейчас если мы не знаем что делать, то делаем lovestory. Мы сапожники своих штампов и прогулочной части. Мы забыли, что свадьба – это не о прогулке, совершенно не о прогулке. Свадьба – это о людях, об их улыбках, об их объятиях, об их взаимоотношениях. Но ни в коем случае не о постановке.

 

Стахов Юрий: Круто. Скажи, как давно ты снимаешь? Наверное, с этого нужно было начать.

Тарас Терлецкий: Наверное, это пошел шестой год, но на нормальном уровне я снимаю года два. До этого была эволюция, я искал свой стиль, я искал, чем можно удивлять людей, потому что люди у нас забыли, что такое открывательство, открывательство чего-то нового. Мы уже настолько все знаем, что нас ничем не удивить. Я искал, чем я могу удивить, чем могу выделиться, что я могу дать новое этой сфере, а не просто отрабатывать деньги.

 

Стахов Юрий: Как бы ты описал то, что ты даешь этой сфере? Как охарактеризовать твой стиль?

Тарас Терлецкий: Скорей всего это эмоционально неправильная свадебная съемка, потому что у нас в обществе и в мире нет ничего идеального. И на самом деле наш мозг не может видеть идеальные картинки. И люди в студиях – вот девочка улыбается, у нее все ровненько, все классно, но мы не верим ей. Потому что если человек искренне улыбается, что у него получается? Искажение нерва, искажение мимики, искажение лица. Получаются неправильные пропорции и из-за этого мы видим, что эта фотография искренняя, и мы верим в эту фотографию. Мы видим в ней жизнь, а не просто двух кукол Кена и Барби, которые вылизаны и такие красивые. Иначе пропадает жизнь, пропадает та штучка, тоненькая как нить, наша с ними, и у нас нет взаимодействия с ними.

 

Стахов Юрий: Скажи, а как ты вообще пришел в фотографию?

Тарас Терлецкий: Я пришел из-за того, что меня очень сильно избили гопники на дискотеке. Мне вскрывали мозг, у меня было очень сложная операция. Я отходил год, много думал. Я математик, всю жизнь любил математику и работал на Хмельницкой Атомной Станции в свое время. А потом у меня это случилось, и на станцию мне уже нельзя было идти, потому что фон. И так получилось, что мне нужно было начинать что-то новое. У меня был один из лучших чуваков в моей жизни – это Ковальчук Тарас, может, знаете. Он мне предложил, чтобы я переехал в Ровно. Мы снимали квартиру и сделали там студию. С этого все началось. Потом я бросал фотосъемки, уезжал в театр во Львов, начинал снимать видео, бросал снимать видео. Я не всегда видел себя в этой сфере, потому что не знал, что могу дать людям что-то новое.

 

Стахов Юрий: То есть, можно сказать, что ты искал себя и потом появился кто-то, кто направил тебя и предложил рассмотреть это направление?

Тарас Терлецкий: Он мне дал шанс, шанс в этой сфере.

 

Стахов Юрий: Приоткрыл дверь к фотосъемке?

Тарас Терлецкий: Да-да-да.

 

Стахов Юрий: Дальше ты уже сам решал идти или нет. По поводу искренности и эмоциональности фотографий. У меня вопрос. Есть пары, которые могут быть не искренними и не эмоциональными. Ты уже сразу отсекаешь их во время встречи и не фотографируешь, потому что они не соответствуют твоему стилю или ты работаешь с ними психологически, раскрываешь их, общаешься и качаешь на эмоции? Как быть? Есть пары не эмоциональные, но они видят твою эмоциональную съемку и хотят так же. Но ты на первой встрече сидишь и понимаешь, что не знаешь, что с ними делать. Ты понимаешь, что не можешь их спровоцировать, ты не знаешь, как из них получить такой результат.

Тарас Терлецкий: На самом деле можно всех вывести на эмоции, главное, чтобы у них это в сердце было. Если клиент приходит, и я вижу, что он ничего не хочет делать, он просто пришел на мое имя, понятно, что я его не буду брать. Если честно, 80% — это скованные люди. Я снимаю и программистов, архитекторов, а они не слишком эмоциональные. Они скованные, но у них есть огонек, который можно вытащить и в этом весь кайф. Работать, узнавать, чтобы вытащить этот маленький огонек и превратить в пламя пожара.

 

Стахов Юрий: Допустим, ребята в жизни ведут себя скованно, потом приходят к тебе, ты их качаешь на эмоции, и в итоге у них получается эмоциональная фотография. Не возникает ли тут двойственности, что на самом деле люди не такие?

Тарас Терлецкий: Они пришли ко мне, значит, они такие. Честно сказать, и ты, и я на людях одни, дома мы другие. И не факт, что эти люди скованные дома, где они вдвоем. В этом вся суть, чтобы общаться, узнавать какие они есть.

 

Стахов Юрий: То есть, нет такого, что ты людей специально провоцируешь и раскачиваешь на эмоции, заставляешь проявлять их чересчур, так, как люди не привыкли?

Тарас Терлецкий: Я понял. Я качаю их в ту степень, где привычно. Например, объятия все уникальны, нет одинаковых объятий. Я качаю их так, чтобы обнимались, как они в жизни обнимаются, а не так, что положи руку сюда, обними ее за талию. Есть качь, чтобы они делали то, что они делают в жизни. Эмоции есть разные, мы можем смеяться так, а можем вот так. И то и это будет искренно, но у кого-то это минимум эмоций, а у кого-то максимум, понимаешь? И наша задача, чтобы мы их эмоции показали.

 

Стахов Юрий: Ты помогаешь людям проявиться так, как они могут проявиться, чрезмерно не качаешь?

Тарас Терлецкий: Нет, зачем?

 

Стахов Юрий: Можно сказать, что твоя фотография эмоциональная и искренняя и не является провокацией для людей?

Тарас Терлецкий: Даже если взять все мои фотки, они не идеальны. Нет сечения, трети, улитки. Но в них самое главное, как мне кажется, это искренность. Это искренность и душа. Я смотрю на них и я верю, что это жизнь, а не просто что я сказал им идти туда и снял это. Может быть, оно так и делается в жизни, именно в свадебной фотосессии, но я делаю так, чтобы было максимум живо и похоже на жизнь, а не на свадебную фотосессию.

 

Стахов Юрий: Можешь дать несколько советов ребятам, которые нас читают? Вот буквально один, два, три – как вывести людей на эмоции.

Тарас Терлецкий: В первую очередь, о чем забываем мы все – это общение. Мы приходим на встречу, достаем свое портфолио, показываем свой миллион альбомов. Вы забываете, что вы видитесь с людьми, а не просто с двумя мешками денег. Вот это проблема. Чем больше вы начнете общаться с людьми, чем больше будете узнавать кто они такие, чем они живут, зачем они делают свадьбу, что у них за семья, что их вместе держит, тем больше это все поможет вам узнать их ближе. Даже самые известные люди в Украине и в мире могут быть на людях очень веселые и популярные, но на самом деле часто одинокими. Они очень одиноки и им не с кем поговорить по душам. Самое простое, что мы можем дать нашим клиентам – это просто общение, как с другом. Приходим, общаемся, узнаем, а не просто пытаемся втюхать наш прайс, стандарт, премиум, альбом за двести баксов и еще шильду сделать, потому что от люстры будет лучше лицо светиться.  Это уже не об общении, не о свадьбе это совершенно.

 

Стахов Юрий: Можно расценить это как единственную рекомендацию или еще что-то можешь дать?

Тарас Терлецкий: Нет, это начало, как вообще начать общаться с людьми. Взять обычный пример. Есть жених, невеста, дядька с черной коробкой с Canonом и с объективом, и есть лучший друг с айфоном. Как вы думаете, кому они будут искреннее улыбаться и позировать? Как ты думаешь?

 

Стахов Юрий: Тому, кто с айфоном.

Тарас Терлецкий: Да, потому что они общаются. У них есть ниточки, у них есть связь. И чем больше мы этих ниточек сможем провести, тем лучше они сложатся в прядь, которая станет очень жесткой связью между ними и нами.

 

Стахов Юрий: Хорошо. По поводу позирования… Часто нам задают много вопросов по поводу того, как работать с парой, как ее поставить, что вообще с ними делать. Когда есть эти два человека, как сделать так, чтобы ты с ними поработал и им понравились твои фотографии. Может, тоже можешь дать какие-то рекомендации.

Тарас Терлецкий: Не могу, забудь о прогулке. Свадьба вообще не о прогулке. В любых американских, английских свадьбах после церемонии, когда уже поменялись кольцами, когда апогей эмоций, они просто отходят в заднюю арочку. Десять минут максимум и все. У них нет четырех часов катания по всем локациям города и фотографирования в одной и той же позе. Если вы не будете делать акцентирование, что это «начало прогулки», то оно и пройдет более гладко. Потому что люди начинают включаться: «Начало прогулки! Спину надо ровнее, я этого боялся всю жизнь!». Нет, все должно быть органично. Если нужно в концепции свадьбы отойти в парк и сделать два портрета, это можно и нужно сделать. Но ни в коем случае не выделять на это час, два, чтобы специально куда-то ехать и специально делать такой event-прогулку.

 

Стахов Юрий: А как ты доносишь это молодоженам? Потому что приходят молодожены, которые говорят: «У нас в 10 ЗАГС, потом у нас в 5 церемония, вот с 11 до 5 у нас запланирована прогулка на фотосессию, я все время мечтала о том, чтобы у меня была свадебная фотосессия, потом у нас начинается банкет». Как ты объясняешь это людям, переубеждаешь? Потому что, мне кажется, у многих вопрос, как изменить тайминг, задуманный молодоженами.

Тарас Терлецкий: Меня не заказывают за месяц. Меня заказывают за полгода или год и там есть только я и банкетный зал, и больше ничего нет. Поэтому, мы можем управлять таймингом. Если им важна прогулочная часть, то ее стоит сделать, но стоит сделать минимальной. Я снимаю все свои прогулки и мастер-классы за 10-20 минут, больше времени мне не нужно. Я им объясняю, что они видели все мои снимки, все мои серии, что они знают, к чему они идут. И когда я объясняю, что это всего 10 минут, они удивляются, жених счастлив. Больше десяти минут не нужно. Если уже вдруг есть тайминг, если у нас пять часов времени, то просто снимаем час, а дальше едем коктейли пить, гулять. На самом деле свадьба не для фотосессии и не для видео. Свадьба для того, чтобы они тоже получили удовольствие от своего дня, а не просто: «Давай, чтобы мы запомнили. Давай поедем в зоопарк». Поедите в зоопарк просто так. Это будет намного ценнее, чем вы специально туда поедете, чтобы сделать свадебную фотосессию.

 

Стахов Юрий: Еще такой вопрос. Бывало ли такое, что приходит невеста и говорит: «Я хочу вот такие фотографии. Я мечтала, чтобы у меня был такой кадр». Что ты с этим делаешь? Ты можешь удовлетворить ее просьбу? Ты это не выкладываешь, но при этом ты понимаешь запросы человека, понимаешь, что она об этом мечтала. Слушаешь ли ты молодоженов, спрашиваешь что они хотят? Делаешь ли ты эти кадры для нее или около этих кадров, но при этом делаешь свою фотографию тоже?

Тарас Терлецкий: Я сам очень часто спрашиваю: «Что вам важно снять?» Может быть, им важно снять фотку с бабушкой, а на свадьбе невеста об этом забудет. Я просто должен напомнить ей. И я узнаю, какие кадры им обязательно нужно сделать. Если она приходит со снимком Хосе Вилли и говорит: «Сделай мне вот так. Я хочу такой цвет и такой снимок с дорогой машиной, с солнцем». Понятно, что я скажу ей: «Извини, иди к Хосе Вилле. Он тебе сделает и возьмет очень много денег за это». Нет, я ценю свой стиль, я ценю то, что я делаю, я ценю свой цвет и все остальное. И если невеста приходит с чужими фотографиями, то пусть она идет к тем людям, которые это фотографировали. Это их творчество, а не мое.

 

Стахов Юрий: Ты это объясняешь?

Тарас Терлецкий: Да. Я даже скажу, кто это сделал, помогу невесте связаться с ним, если это топ.

 

Стахов Юрий: Ты говоришь, что свадьба – это серийность от начала до конца, от сборов и позже. Это целостное событие, не только прогулка. Ведь действительно нужно обладать очень большим количеством навыков для того, чтобы сделать свадебную фотосессию. Потому что, на мой взгляд, свадьба – это самый сложный жанр и у тебя нет ничего постоянного. У тебя постоянно меняются условия освещения, при этом на все это у тебя еще должен цвет ложиться. То есть, нужно быть профессионалом во многих вещах и при этом всему обучаться. Как начинающим фотографам сделать свадебную фотосессию от начала до конца, если целевая аудитория, с которой они сейчас работают, требует прогулку в парке? В основном это свадьбы не за полгода, не за год. Это свадьбы за месяц, когда уже все решено и фотограф получается кнопконажимателем, типа «походи с нами».

Тарас Терлецкий: На самом деле это все у нас в голове. Это все наша эволюция. Самое простое, что можно снять на свадьбе – это прогулка. Это не требует от вас каких-то особых навыков, чтобы выставить на солнце, с хорошими лучами и все. А вы попробуйте на уровне снять утро, венчание, церемонию и банкет. Это уже намного сложнее.

 

Стахов Юрий: Там есть репортажная съемка.

Тарас Терлецкий: Да, и там уже нужны твои знания. Нужно, чтобы у тебя в голове была эволюция. Потому что если у тебя нет эволюции, значит, ты не сможешь сделать фотосессию. Ты будешь останавливаться на парке, прогулке, ловики, поцелуи. Ты дальше не выйдешь. Потому что, из-за отсутствия эволюции, у тебя нет видения, что свадьба может сниматься и идти иначе. «Как, голубей не будет?! Это что уже свадьба?», — сказали бы в  90-х. Но мнения и тенденции меняются, и в свадебной индустрии тоже. Все идет к тому, что прогулки уже не актуальны. Например, на следующий год у меня клиенты все говорят, что свадьба без прогулки. Они не любят эту постановку и не хотяь этого.

 

Стахов Юрий: То есть, ты создал входящий поток клиентов, которые хотят непосредственно твою фотографию?

Тарас Терлецкий: Конечно. В любом случае, если человек идет к вам на встречу, значит, ему ваши снимки близки и значит это уже ваш поток.

 

Стахов Юрий: У тебя секретная информация, сколько ты берешь за свадьбу или можешь поделиться?

Тарас Терлецкий: Нет, я беру очень дешево. Но что интересно, за час цена начинается от 700, и это очень дешево. Но есть один нюанс. Попасть ко мне на свадебную фотосессию очень сложно. Я беру всего 15 свадеб в год и у меня 90% отказов.

 

Стахов Юрий: К тебе очень много входящих обращений, и ты выбираешь того, кого хочешь снимать?

Тарас Терлецкий: Да, очень много. Я общаюсь, я выбираю и это как такой подарок жениху и невесте.

 

Стахов Юрий: По каким принципам и критериям ты выбираешь? Допустим, люди не любят друг друга…

Тарас Терлецкий: Их очень много. Например, все начинается с музыки, и заканчивая до стены, что они постят. Но в начале – это музыка.

 

Стахов Юрий: Какую музыку они слушают?

Тарас Терлецкий: Да, по этому очень много можно узнать о человеке. Не в обиду многим, но если они слушают Настю и Потапа или Крида или «Я не очень караочен», то это не близкие мне люди. Я просто не могу найти с ними контакт. А если я не могу найти контакт, значит, я не смогу показать их на свадьбе. Мне очень важно найти их контакты. Многим очень важна внешность, мне внешность не важна. Если люди живые, обычные люди – это классно. Я не люблю ботексы, я не люблю, когда люди что-то мнят о себе. Я люблю естественную красоту и простоту в людях. Даже если у тебя есть миллион, ты всегда должен оставаться обычным, простым человеком.

 

Стахов Юрий: Может не обычным и простым, но человеком. Назовем это так. Хорошо, следующий вопрос. Как ты относишься к свадебным агентствам?

Тарас Терлецкий: Я начал относиться к ним очень плохо после того, как была свадьба, офигительная свадьба: любящие гости, пара, свадьба мечты на берегу озера. И там было агентство. И уже конец свадьбы, все плачут, и был такой момент, что вся свадьба начала плакать, очень сентиментальный момент. Невеста в слезах, все в слезах. И тут подходит организаторша и говорит: «Хватит плакать, вам нужно торт выносить». Что я могу сказать на это? Зачем это делать?  Я понимаю, что у вас тайминг. Но поймите, свадьба не в тайминге, свадьба не об этом. Из-за этого я перестал с ними работать и сотрудничать, потому что у меня такое чувство, что они думают только о себе. Им важно сделать свой тайминг, чтобы они выглядели классно, а в этом нет команды. Например, я недавно делал свадебную фотосессию в Москве и там был ведущий из Украины. И я был в шоке, потому что он постоянно меня спрашивал, где мне лучше конкурсы провести, как мне лучше по свету. Он узнавал, и я был в шоке, потому что у нас такого не делают. Я его спросил, он мне ответил: «Мы же команда, мы делаем одно общее дело. Если у тебя будет классно, у меня тоже будет классно». А у нас каждый тянет сам на себя, нет целостного организма. Он есть в том случае, когда они уже очень долго вместе или начинали где-то вместе, тогда у них есть целостная команда. А если это новые свадебные агентства и они берут кого-то со стороны, то нет.

Стахов Юрий: Соглашусь, потому что у меня есть тоже определенный опыт свадебных фотосессий. Ведущий может сказать: «Мне не важно, что сейчас будет, мне нужно провести конкурс, у меня по программе конкурс, и я его провожу». Я сам ведущий и говорю, давайте разрежем торт на фоне стола, а не на фоне диджея. Там есть декор, за который заплатили 1000 долларов, этот стол задекорирован деревянными подставочками с логотипами молодоженов, с кучей лампочек. Просто разверните его в ту сторону, снимите, чтобы это было красиво. Даже если это будет элемент постановки, не видно гостям, мне все равно. У ребят эмоции будут одинаковые, что на том фоне, что на этом фоне, но картинка будет совсем другая. И это очень ценно, что появляются люди, которые разделяют наши боли как фотографов. Когда мы хотим сделать картинку красивее и интереснее по свету, тут можно нам затронуть вопрос осветителей. Если ведующему заказали светомузыку, его не волнует, что ты фотографируешь, ему нужно отработать свои деньги. Он лупит лазером в глаз невесте, с другой стороны у него тоже красный свет, потому что организатор сказал, что все должно быть в красном.

Тарас Терлецкий: Знаешь, что у меня было самое жесткое? Свадебная фотосъемка в Одессе, супер мажорный ведущий и к нему нельзя подойти, потому что нужно обращаться к менеджеру или к ведущему. А корона не упадет?

 

Стахов Юрий: Это конечно отдельный вопрос. Но осветители меня очень беспокоят, потому что нет в этом отношении командности. Я работаю очень много с агентствами и это очень сложный вопрос. Я очень рад, что агентства начинают идти навстречу и из-за меня уволили минимум двух осветителей, потому что подхожу к человеку договариваться, а он меня посылает. Ну как так? Мы же делаем фотографии для ребят, которые танцуют. Не могут они танцевать все в фиолетовом со всех сторон, это безумие.

Тарас Терлецкий: Могут!

 

Стахов Юрий: Ну, могут, но это странно.

Тарас Терлецкий: Это арт-хаус!

 

Стахов Юрий: Ты проводишь мастер-классы, фототуры, обучаешь людей и обучаешь достаточно много людей сейчас в Украине и в других странах. Меня всегда волновал вопрос: есть талантливые фотографы, есть талантливые учителя. И у меня как у организатора конференций, больших проектов всегда проблема. Потому что есть крутые фотографы, которые известны, на которых подписано много людей, но они очень плохо рассказывают, они не учителя, они не качают этот навык, они в этом отношении не развиваются, не ставят речь, ничего не делают, чтобы быть учителями. Скажи, как у тебя? Можно ли сказать, что ты талантливый фотограф и талантливый учитель, потому что у тебя получается донести то, что ты хочешь сказать до тех людей, которые приходят?

Тарас Терлецкий: Это не мне судить. Ты же понимаешь, что я не могу говорить, что я супер гениальный лектор. Это могут сказать люди, и я не могу сказать, что я супер гениальный фотограф. Это все могут сказать люди, мы все делаем для них.

 

Стахов Юрий: У меня получается так, что я понимаю, что я могу быть не супер крутым фотографом, но я понимаю, что я настолько досконально начинаю копаться в обучении, что люди, которые приходят ко мне в точку А, выходят на точку Б потом. То есть у них происходят какие-то трансформации. Я считаю, что в этом заключается суть преподавания либо учителя. Когда к тебе приходит много людей, ты тоже должен видеть по идее их результаты, ты же общаешься с ними. И если результаты есть, то можно сказать, что ты талантливый учитель и вопрос мой больше был в этом. Какой посыл в основном несут твои мастер-классы? Что ты хочешь донести людям?

Тарас Терлецкий: Учитель и лектор – это совсем разные вещи на самом деле. У тебя может быть шикарно поставлено лекторское искусство, но ты просто будешь лить воду, будет очень красиво.

 

Стахов Юрий: Я об учителе.

Тарас Терлецкий: Люди берут то, что им хочется взять. Мой мастер-класс начинался про эмоции, у меня всегда был акцент на эмоции. Сейчас цель его сместилась, вся суть мастер-класса – это эволюция личности. Так получается, что как бы ты хорошо ни знал фотоаппарат, как бы хорошо ты ни знал обработку и Photoshop, если ты гнилой и низменный человек внутри, то ты не сможешь снимать хорошие кадры и давать им их.

 

Стахов Юрий: То есть, ты провоцируешь людей на личностное развитие, прежде всего своими мастер-классами?

Тарас Терлецкий: Да, да. Обязательно. Основная цель – это семья. Я хочу показать людям, что все тленно в этой жизни и всегда самым главным будет семья. Как бы нам ни было плохо, всегда нас поддержит только семья. Мы должны жить для семьи, эволюционироваться, делать хобби исключительно для семьи.

 

Стахов Юрий: У тебя планируются в ближайшее время какие-то мастер-классы? Можешь рассказать даты?

Тарас Терлецкий: В Минске, 10-11 октября, и на этот год все. У меня было очень в много в Украине мастер-классов весной. Около десяти мастер-классов я дал в Украине, взял отдых и начал ездить дальше. Но в следующем году тоже будут мастер-классы весной, их будет меньше. Их будет всего 4-6 штук, плюс-минус.

 

Стахов Юрий: Даты есть какие-то?

Тарас Терлецкий: Нет, дат нет. Я закрываю сейчас этот свадебный сезон, мне нужно сделать обработку, а потом я буду думать на следующий год. Есть куча планов по всяким ивентам, поездкам, но это все будет ближе к концу года. Все будет прописываться и  организовываться. Но случае сейчас уже знаю, что мастер-классы будут в Киеве и во Львове.

 

Стахов Юрий: Я пользуясь случаем тоже расскажу, что Тарас выступал у нас на конференции в прошлом году в Киеве и реально сорвал много аплодисментов, потому что у нас была конференция на 700 человек. Очень понравилось твое выступление, потому что мы опрашивали ребят, какие спикеры понравились. Очень классно ты качнул, зарядил этой искренностью и я сейчас тоже это чувствую, потому что получается очень теплое общение. И в этом году, уже буквально через пару месяцев 25-26 ноября мы делаем огромную конференцию в Украине. Фото-видео конференция, мы добавляем видео зал, чтобы тоже развивать видиков. Ведь они все спрашивают что делать, дайте нам что-нибудь, у нас нет никаких образовательных ивентов. Будем качать это направление, поэтому – приходите на конференцию, будет прикольно. Тарас, скажи еще, как ты относишься к рынку фотообразования в Украине? На каком уровне ты его видишь, к чему он идет и где вообще фотографам получать знания? Я поясню свой вопрос. Я вижу, что многие ребята, вообще все фотошколы, которые локально расположены в Украине и СНГ во многом учат выдержке и диафрагме или обработке, или как работать с техникой. В итоге люди выходят оттуда и не понимают, где им искать клиентов, не понимают, что делать и как вообще заниматься фотографией. Выход есть – это мастер-классы известных фотографов, но в основном они свадебные или иногда по fashion или по еде. Как ты видишь этот подход к образованию?

Тарас Терлецкий: Я сейчас буду говорить исключительно о свадебной индустрии, потому что в ней я разбираюсь. О fashion и food я не знаю, поэтому не могу судить и говорить. Я за то, чтобы больше было образовательных школ, ивентов, потому что недавно увидел такую плачевную ситуацию, когда свадьбы начинают снимать школьники. Для меня это был нонсенс, безответственность. Им купили фотоаппарат папа с мамой и они пошли фотографировать, потому что им тысячи гривен на выпивку или на конфеты или в кино сходить хватает. Они не понимают куда они идут, для чего они идут, что они могут своим поведением и фотосессией испортить этот самый важный день в жизни людей. У них нет самого важного, ответственности за свадебный день и за то, что они делают. Они просто идут и зарабатывают маленькие деньги и этим еще убивают ценовой уровень во многих городах. Я не против, чтобы ваше увлечение фотосъемкой начиналось со школы. Я начал очень поздно, только в 27 лет. Если бы я начал со школы, может быть еще лучше было бы. И я бы не против, но надо иметь понятие чем вы занимаетесь, надо иметь что-то в голове и ответственно к этому подходить. И я вам открою один такой секрет. Все базовые знания о фотоаппарате скрыты где? В инструкции. Если вы хотите узнать вытяжку, диафрагму – у вас есть инструкция.

Стахов Юрий: Либо Интернет.

Тарас Терлецкий: Интернет… Ну вы вспомните 90-е, 2000-е, когда у вас не было информации. Да, тогда нужно было идти в школы, чтобы выучиться. Сейчас у нас эра такая, что все мастер-классы есть в Интернете, все есть в Интернете, вся обработка, вся информация у нас полностью в Интернете, ее легко можно узнать, если у вас есть желание. Если у вас есть желание эволюционировать, а не просто клацать на кнопки. Поэтому хочется, чтобы подрастающее поколение относилось более ответственно к этому всему.

 

Стахов Юрий: К свадебной фотосъемке…

Тарас Терлецкий: Да. Потому что сейчас таких новичков стало очень много и они наполняют общую массу всего свадебного, и люди думают, зачем им вообще свадебная фотосессия, если вот моей Маше какая-то девочка из 9-го класса сделала очень плохо сделала свадьбу, то зачем и мне делать фотосессию. Эти люди вообще могут убить свадебную индустрию на корню, если так рассудить. Если они будут и дальше все так безответственно делать, через два года отпадет желание у людей заказывать свадебные фотосессии.

 

Стахов Юрий: А ты не считаешь, что наоборот произойдет трансформация? Я вижу, сейчас на рынке упал порог по технике, вход в этот бизнес, после этого скакнула очень сильно валюта в 2008 году, поэтому порог вырос опять, потому что сложнее было покупать фотоаппарат. Сейчас, если тебе нужен нормальный фотоаппарат, то это 50 тысяч гривен хотя бы. Так что не профессионалы начнут отваливаться с рынка. Произойдет донасыщение ниши настолько, что сами клиенты начнут думать над тем, кого они заказывают. И будет такая ситуация, что ребята за 1000 гривен будут снимать. Но они будут снимать те свадьбы, которые не закажут никогда люди, которые хотят хорошего фотографа, у которых есть семейные ценности.

Тарас Терлецкий: О чем мы больше думаем? О понятии свадебного уровня вообще в Украине. А если у нас общая масса такая себе, как мы можем свадебный уровень поднять в Украине?

 

Стахов Юрий: Хорошо, что делать?

Тарас Терлецкий: Учиться, учиться, учиться… Надо не вкладывать деньги в эльки, не вкладывать деньги в еще что-то. Лучше начать вкладывать в себя, в свое образование. Это могут быть школы, в любом случае у нас стали очень популярными центры, где мы бегаем, отжимаемся. Как это называется?

 

Стахов Юрий: Фитнесс клуб?

Тарас Терлецкий: Да, фитнесс клуб. Почему они стали у нас такими популярными? Потому что нам лень. Нам дома то же самое лень делать. А тренер будет заставлять нас что-то делать. Так же само в школе, учитель будет вас мотивировать к чему-то. В любом случае не надо останавливаться только на школе. Школа – это хорошо, но это основа, база. Это как знаешь, ездить на велике. Вы можете научиться ездить и не падать, крутить руль, вы это сможете чтобы не падать – это школа. А чтобы сделать выворот или сальто, нужны дополнительные знания, которые в школе не дают. И пошли дальше эволюционировать, чтобы двойное сальто в конце сделать и все удивились и сказали: «О чувак, у тебя новый стиль фотографии в Украине, ты уже что-то сделал». Вот для этого надо идти учиться всегда. Я сейчас тоже езжу на мастер-классы, я тоже развиваюсь. Мне хочется учиться, мне не хочется останавливаться на чем-то одном, мне хочется изучать новые направления и стили. Как делается новое? Все новое – это все старое. Там часть, там часть и под своим соусом – вот это новое.

 

Стахов Юрий: Кто тебя вдохновляет из фотографов, у кого ты учишься?

Тарас Терлецкий: Айзе Паксунс, ну ты знаешь таких культовых. Вот у них очень простые снимки, у них нет супер локаций, у них нет супер постановки, но у них есть душа, у них есть та искренность, которую ты хочешь видеть в своей свадьбе, в чужих свадьбах. А если взять из СНГшных, то самая сильная – Юлия Франтова. Юлия Франтова вообще бог серий, бог свадебной фотосессии и это надо смотреть, этому надо учиться. Дай Бог, чтобы у нас в Украине хоть кто-то такой появился уровня Юлии Франтовой, это будет уже успех уровня очень высокого.