Стахов Юрий: Друзья, всем привет. Сегодня у нас в гостях Юлия Елинецкая.

Елинецкая Юлия: Привет.

 

Стахов Юрий: Юличка, привет. Спасибо большое, что к нам пришла, потому что мне очень нравится то, что ты делаешь. Я восхищаюсь твоими работами, твоим отношением к семейной съемке и тем, что вообще ты несешь в массы. Поэтому спасибо тебе большое, я думаю, у нас сегодня получится очень интересное общение.

Елинецкая Юлия: Спасибо большое, что пригласил. Буду рада.

 

 

Стахов Юрий: По традиции, хотелось бы спросить, как ты начинала. Много фотографов периодически интересуются направлением фотографии, бывает люди приходят на два месяца в фотографию и уходят из нее, а есть люди, которые по 10 лет работают. Как ты начинала? Как ты пришла к первым коммерческим заказам? И, наверное, ответ на этот вопрос приведет к тому, как ты нашла свой стиль и к чему ты пришла сейчас? Кто такая Юлия Елинецкая сейчас, кто это был пять лет назад, как ты фотографировала и твой путь к этому.

Елинецкая Юлия: Мой путь был достаточно скучный, я 12 лет была скучным офисным сотрудником и фотографировать я хотела всегда. У меня всегда были какие-то дешевые пленочные камеры, типа Скина и в какой-то момент я поняла, что круто скины снимать, например, без вспышки и это вообще, оказывается, очень красиво. Так я начала печатать фотографии. И года за два до окончания офисной карьеры мне мой любимый предложил пойти на курсы фотографии. Говорит: «Давай купим тебе камеру, пойдешь на курсы, для себя посмотришь, вдруг понравится», я ответила: «Класс, я пойду». Можно называть название фотошколы?

 

Стахов Юрий: Да, можешь называть.

Елинецкая Юлия: Фотошкола называлась «Фотомастер», я прошла какой-то начальный курс фотографии.

 

Стахов Юрий: Который тебе не понравился. Тебя существенно подтолкнули?

Елинецкая Юлия: Да, меня подтолкнули. В принципе, меня нужно подталкивать, я такая. Подожди, мы сейчас не о конференции.

 

Стахов Юрий: Ситуация кое-что напомнила…

Елинецкая Юлия: Я пошла учиться, я проучилась месяца три, наверное, мне не понравилось. Но что мне дала фотошкола? Понимание, где искать информацию. Очень классная книга была Скота Кэлби, по-моему, «7 чудес», я не буду сейчас точно говорить. Принцип этой книги был «Великолепная семерка» в том, что ты качаешь с определенного сайта равы и именно с этими равами проходишь семь этапов обработки фотографии, и потом, в конце сравниваешь с распечатанными работами автора, но проходишь с ним в LightRoom, в Photoshop все. И в конце ты видишь, ты пришел к этому или нет. Сколько я потратила времени на эту книгу, но таким образом я отработала какие-то скины по обработке на тот момент. Я снимала пейзажи, думаю так же скучно, как и большинство, пейзажи, котиков, собачек.

 

Стахов Юрий: Но тогда ты не считала, что это скучно?

Елинецкая Юлия: Конечно же, не считала.

 

Стахов Юрий: То есть, это вдохновляло. Бабочка!!! Я словила бабочку!

Елинецкая Юлия: Нет, я люблю путешествовать. В любом путешествии я вставала на рассвете, тащилась со штативом в 4 утра под пледом и на каком-нибудь пирсе я снимала этот рассвет. Потом уткнулась в какую-то стенку – а что дальше собственно? Как коммерчески подойти к этому? Кто будет покупать фотографии рассвета, заката? Возможно стоки, но надо фотографировать людей, надо пробовать.

 

Стахов Юрий: Ты не начала знакомиться со стоками? Ты не зарабатываешь на стоках?

Елинецкая Юлия: Нет, я не зарабатываю на стоках. Я честно говоря, не умею, может быть неправильно делаю, но я осознаю, что это огромная работа, нужно точно так же ходить делать кадры и я пошла другим путем и все.

 

Стахов Юрий: Начала снимать людей…

Елинецкая Юлия: Да, начала снимать людей. Каким образом это произошло? На моей работе была очень красивая девочка, она работала у нас юристом и она говорит: «Юль, а ты можешь меня поснимать? Я смотрю, ты классные фотки делаешь, давай поснимаешь меня».

 

Стахов Юрий: Бабочек.

Елинецкая Юлия: Да, ну люди же не понимают. Если ты классные фотографии делаешь интерьерные, например, почему ты  не можешь людей фотографировать?

 

Стахов Юрий: Почему ты мне обувь не можешь поснимать в магазин?

Елинецкая Юлия: Вот, ну ты понимаешь. И я провела съемку, с которой мне очень повезло, мне реально просто повезло. У меня была красивая модель, не деревянная. Я на тот момент не знала, что делать, как расположить в кадре. Была пасмурная погода и мы по какому-то стечению обстоятельств поехали с ней в Киевскую пустыню. Песок, то есть кентон, был идеальный, везде все мягко, пасмурно, все прекрасно, все получилось, мне не особо стыдно и сейчас за эту съемку. И она, Таня ее зовут, приходит ко мне со своим молодым человеком и говорит: «Юль, я хотела бы заказать у тебя love story по итогам нашей с тобой фотосессии, но я тебе хочу заплатить за это денег».

Стахов Юрий: Извини, но я хочу заплатить тебе денег…

Елинецкая Юлия: Да, да. Я считаю, что это идеальная ситуация. Она сказала: «Ты вкладываешь работу, ты вкладываешь свое время, я это прекрасно понимаю, поэтому если ты откажешься, то я к тебе не приду».

 

Стахов Юрий: Но ты вначале переживала брать деньги, правильно?

Елинецкая Юлия: Конечно, переживала. И естественно уровень ответственности у меня вырос. Я думала: «Господи, раскадровка, сюжет, что делать на love story», тогда еще делали все слайд-шоу по итогам.

 

 

Стахов Юрий: Какой это год был?

Елинецкая Юлия: Отсчитай 8 лет, это был 2009 год. И я придумала и сняла фильм в этой love story, у меня везде сюжет, кто куда пришел, кто на кого посмотрел, записочку подложил, улыбнулся, ушел, в общем, очень-очень понравилось. Это можно было размещать в Интернете, и по итогам ко мне начали приходить все-все-все их друзья, которые увидели «ох вау, нифига себе, мы хотим тоже самое» и понеслась. И с этого момента я начала делать коммерческие съемки и все, это восьмой год подряд уже.

 

Стахов Юрий: Очень интересно. Расскажи, пожалуйста, к чему привели эти все съемки? На чем ты сфокусировалась? Что ты сейчас снимаешь? Ты снимаешь так же портреты, семьи, свадьбы, беременных, новорожденных? Что ты сейчас фотографируешь?

Елинецкая Юлия: Из всего того, что ты перечислил, я не снимаю новорожденных и могу добавить еще, что я не снимаю детские дни рождения, корпоративы и какие-либо мероприятия. Может быть, неправильно делаю, но я этим занималась и мне не понравилось. На сегодняшний день я снимаю все, что связано с семьей, с ее созданием от начальных этапов love story, свадьба, фотография беременности, крещение, венчание и пошло, пошло, пошло – семейные съемки.

 

Стахов Юрий: Можно сказать, что портретная фотосъемка становится первой точкой контакта с тобой, потом идет love story, потом свадьба и погнали, погнали, погнали, ты дальше ведешь семью.

Елинецкая Юлия: Если взять полный цикл, то да, в идеале да.

 

Стахов Юрий: А когда пришло понимание, что нужно вот так вести семью? Это был осознанный шаг?

Елинецкая Юлия: Нет, конечно, нет. Это само собой, по-другому, я думаю, и не получается. Просто много фотографов снимают свадьбу и больше с людьми не работают, сняли и забыли.

 

Стахов Юрий: У тебя много клиентов постоянных, которые приходят к тебе опять и опять, и соответственно, это дает свои дивиденды, в плане того, что у тебя нет стресса в поиске новых клиентов. У тебя есть клиенты, которые к тебе приходят, приходят, приходят, и ты работаешь с ними, ведешь их, правильно?

Елинецкая Юлия: Правильно, но это не было осознанно построено заранее. Есть люди, которые остаются и фотографируются дальше, есть люди, которые уходят, это нормально, ты не можешь нравиться всем – это, во-первых. Во-вторых, не всем подходит, возможно, твое повышения цен или изменение стиля, а стиль все равно с годами меняется, и они привыкли к нему с самого начала и были насмотрены, а фотограф уже не может так продолжать.

 

Стахов Юрий: А ты как-то влияешь с позиции маркетинга на эту ситуацию? Ты ведешь базу, звонишь им иногда, смски отправляешь, с Днем Рождения поздравляешь… Как-то ведешь, провоцируешь их на что-то?

Елинецкая Юлия: Нет.

 

Стахов Юрий: То есть, люди сами обращаются?

Елинецкая Юлия: Да, правда. Нельзя сказать, что я ничего для этого не делаю, но я не делаю осознанно. Например, я не делаю новогоднюю рассылку открыток, блин, наверное, зря не делаю. Я просто думаю, что если начну у людей интересоваться их адресом, это странно… Я очень часто со своими клиентами постоянными, нельзя называть клиентов бывшими 100%, поддерживаю общение очень часто, они мне пишут, советуются, например, где купить кардиган, или: «Юль, где в Киеве на ваш взгляд самый вкусный кофе?». Точно так же я могу у них спросить, зная, что они в какой-то области что-то понимают, это я выяснила на съемке в момент общения.

 

 

Стахов Юрий: Тут мы очень тесно ныряем в вопрос клиентоориентированности и клиент-сервиса, потому что я считаю тебя одним из самых успешных фотографов в этом плане. Ты очень клево общаешься с людьми, ты им нравишься и им хочется продолжать с тобой общаться. Что ты делаешь в направлении клиент-сервиса? Ты интересуешься как у них дела, интересуешься ими, прежде всего, сама для них интересна, почему им хочется с тобой общаться?

Елинецкая Юлия: Этот вопрос вроде и сложный и простой, потому что он очень комплексный, я бы сказала. Клиентоориентированность начинается с первого звонка, с первого письма, с первого обращения к фотографу. Очень важно насколько ты быстро отвечаешь на письма, или насколько ты вежливо разговариваешь по телефону или насколько ты пунктуален, если ты назначаешь встречу.

 

Стахов Юрий: Это сейчас камень в мой огород, потому что я опоздал на интервью.

Елинецкая Юлия: В каком заведении ты встречаешься с ними, это очень важно. Вы встречаетесь на их территории, на твоей территории, на нейтральной территории, что вы при этом делаете, во что ты одет, когда ты встречаешься с клиентом. Если ты пообещал на встрече выслать какие-то определенные ссылки, референсы, то насколько быстро ты высылаешь и делаешь ли ты это вообще. Это элементарные вещи, которым я не знаю, нужно ли учиться…

 

Стахов Юрий: Ты их сейчас проговорила, потому что они для тебя на уровне неосознанной компетенции.

Елинецкая Юлия: Неосознанной, да.

 

Стахов Юрий: А многие ребята даже об этом не задумываются. Если обратить внимание, мы сейчас с тобой даже не говорили про качество фотографии, про цвет, а все только над этим задумываются, что динамический диапазон на фотографии меньше и поэтому не могут снимать дороже. Я поэтому и задаю вопрос, потому что это очень важно, сколько есть еще элементов, что покупают фотографию, прежде всего у людей, а не просто фотографию.

Елинецкая Юлия: Я могу продолжать, я только начала…

 

Стахов Юрий: Продолжай.

Елинецкая Юлия: И в момент подготовки к самой съемке, люди очень много спрашивают о том, что им надевать, куда мы поедем, а как бы это могло приблизительно выглядеть. Я им высылаю какие-то картинки для визуализации, помогаю с выбором одежды. Очень часто они мне присылают фотографии из примерочных. «Я стою в примерочной. Юль, что мне брать, вот это платье или вот это?».

 

Стахов Юрий: Круто.

Елинецкая Юлия: Это круто и не круто, потому что от меня ждут ответа сейчас, что бы я не делала. Я несу ответственность. Человек стоит в примерочной, я же должна ему ответить что лучше.

 

Стахов Юрий: Как ты сформировала такое количество обращений? Я обучаю ребят, и они даже не задумываются над тем, что они могут влиять на этот процесс. Люди приходят в салатовой куртке, в розовой, в синей, и он их снимает на фоне осени. В итоге получается каша, а у тебя получается — люди с тобой советуются. Как? Почему? Статьи на сайте? Почему они с тобой советуются?

Елинецкая Юлия: Потому что у меня всегда есть предварительная встреча, и я считаю правильно ее проводить.

 

Стахов Юрий: В семейной съемке тоже, да?

Елинецкая Юлия: В любой съемке мы заранее должны познакомиться. Я им на встрече рассказываю, что будет лучше, если вы наденете что-то в нейтральных тонах, а не придете с винегретом. Или, не надо надевать вот такую футболку на съемку, потому что зритель, а зрителем в первую очередь будете вы, будет сфокусирован не на лицах, не на эмоциях, а на том, что будет отвлекать. Я им все это рассказываю, соответственно они после этого начинают советоваться, присылать, это лучше или вот это лучше.

 

Стахов Юрий: Клево, мне нравится. Я на встрече тоже задаю вопрос молодоженам: «А как у вас будет стоять арка по отношению к солнцу?».

Елинецкая Юлия: Я тоже всегда задаю этот вопрос.

 

Стахов Юрий: Они спрашивают: «А кто должен знать это?» Я говорю: «Ну, декораторы, наверное, организаторы». И звонят декораторам, декораторы говорят: «Мы не знаем, как фотограф скажет, так и поставим». И тут клиенты сразу такие: «Юра, а как надо поставить нам арку по солнцу?», прикольно.

Елинецкая Юлия: Да, прикольно.

 

Стахов Юрий: Скажи, пожалуйста, ты больше любишь съемку в студии или на улице?

Елинецкая Юлия: На улице, знайте все – на улице.

 

Стахов Юрий: Естественный свет или искусственный?

Елинецкая Юлия: Естественный. Мне нравится работать с естественным светом, подстраиваться под него, нежели подстраивать свет под себя. Ничего не могу с собой поделать, я пробовала и так, и так.

 

 

Стахов Юрий: Юльчик, что делать, если клиент пришел в синем платье, а вы общались про пастельные тона, про совсем другое. Как на это влиять? Или как влиять до этого?

Елинецкая Юлия: Если ты вложил все свои силы, чтобы повлиять до этого, а клиент пришел в синем платье, ты его молча снимаешь в синем платье, при этом с улыбкой на лице, говоришь какой он классный, что все супер нереально. Когда съемка заканчивается, спрашиваешь WTF? Потому что если ты скажешь это во время съемки, или ты покажешь в самом начале, почему ты надела это платье, то испортится настроение и скорей всего, что у вас ничего хорошего не получится.

 

Стахов Юрий: Ты потом продолжаешь с ним сниматься в следующей съемке?

Елинецкая Юлия: Да, это мелочь на самом деле. Я просто объясняю: «Послушай, мы с тобой общались о более пастельных тонах, а получилось вот такое электрическое синее платье и оно будет смотреться в кадре иначе. Это важно, давай если у нас будет следующий раз, то в следующий раз мы сделаем то, о чем договаривались». Конечно, я это делаю в мягкой форме.

 

Стахов Юрий: Но приходят же к тебе вот эти дамы, которые «я купила под съемку платье»?

Елинецкая Юлия: Да.

 

Стахов Юрий: Всё, я не одинок.

Елинецкая Юлия: На любой съемке ты от чего-то отталкиваешься. Ты отталкиваешься изначально либо от одежды, которая есть у клиента, и он бы хотел «я купила платье», либо у тебя есть крутая локация, в которую ты хотел бы привести, но для этого нужно подобрать какую-то одежду, либо у вас есть какой-то референс в определенном стиле, но у вас нет ничего, ни локации, ни одежды и вы уже начинаете каждый со своей стороны искать нужное. Вот и все, поэтому, окей, синее платье.

 

Стахов Юрий: Хорошо. По поводу дам в платье, они же наверняка приходят и говорят: «Сделай меня моложе, убери мне подбородок, убери мне животик». Что ты с этим делаешь?

Елинецкая Юлия: Ты прочитал?

 

Стахов Юрий: Я и планировал задать этот вопрос.

Елинецкая Юлия: Раньше на встрече я мягко пыталась объяснить, что фотограф выполняет функцию фотографа, что он не пластический хирург и возможно некоторыми более удачными ракурсами он может скрыть определенные недостатки, другими подчеркнуть достоинства, но это не работа фотографа. Я пытаюсь это донести на встрече заранее. На встрече сразу же чувствуется, когда человек хочет быть не таким, какой он есть. Тут дело фотографа: либо наступить себе на горло и снимать дальше, либо сказать сразу же: «Чувак, извини, но тебе нужен другой фотограф, я работаю в другом стиле». Я не работала в другом стиле, но очень хочу и сейчас у меня есть и силы и уверенность говорить об этом люди напрямую, чтобы люди себя любили, воспринимали такими, как есть. И фотограф должен уметь передавать счастливые моменты эмоциональные, чтобы потом можно было вернуться к этому спустя 5-10 лет, а то и больше, к этой фотографии и вспомнить реально каким ты был, а не с уменьшенными щеками, талией, удлиненными ногами, более голубыми глазами и так далее.

 

Стахов Юрий: Накинули портретурку…

Елинецкая Юлия: Портретурку накинули. Да, понятно, что вся эта ретушь в каком-то мелком понимании, как удаление временных покраснений. Вдруг человек заболел или у него герпес, часто бывает такая тема, конечно, это все убирается, потому что пройдет три дня, неделя и это все исчезнет. Но если ты реально поправился на 10 килограмм и хочешь вернуть на фотографии минус эти десять, давайте отмотаем момент, то это ребят…

 

Стахов Юрий: Мы часто поднимаем тему в интервью по поводу «быть и казаться».

Елинецкая Юлия: Да.

 

Стахов Юрий: Хорошо, скажи, пожалуйста, вначале фотограф переживает и не уверен в себе, он переживает, что клиенты не придут, поэтому делает это все тоже для них. Они говорят: «Сделайте меня другой», ты делаешь, и в итоге клиент приходит к тебе еще и еще, но ты вынужден все время это делать, пока ты не взрослеешь как фотограф.

Елинецкая Юлия: Не только как фотограф.

 

Стахов Юрий: Как личность…

Елинецкая Юлия: В принципе, как человек.

 

Стахов Юрий: По поводу сезонности. Существует мнение, что в свадебной индустрии есть сезонность с апреля по октябрь. В семейной индустрии сезонность, с ноября-декабря – основные ёлки в студии, свитера на фоне елок, потом в январе-феврале спады и потом начинается что-то опять. Есть ли у тебя сезонность в твоем бизнесе?

Елинецкая Юлия: Давно уже нет. Года три уже нет абсолютно никакой сезонности. Люди приходят равномерно, часто, я много очень снимаю. Бывает такое, что в марте, в феврале идет небольшое затишье по спросу, которое потом наверстывается…

 

Стахов Юрий: Ты в это время обрабатываешь?

Елинецкая Юлия: Я снимаю в то время, у меня заранее бронируется съемка за два, за три, за четыре месяца, в зависимости от того, если это выходной день, то за четыре точно. Поэтому если в феврале съемка происходит, ее заказали намного заранее, а непосредственно в февраль-март, люди впадают в спячку как мишки с лапкой.

 

Стахов Юрий: То есть, у тебя количество обращений большое и ты просто говоришь: «Ребят, в январе занято, есть на февраль» и они записываются на февраль, ты сама перераспределяешь время.

Елинецкая Юлия: Конечно, а что если нет больше дат.

 

Стахов Юрий: А как создается этот спрос? Какие-то рекламные активности ты делаешь или просто снимаешь, выкладываешь? У тебя уже больше клиентов приходит через сарафанное радио, либо другие источники? Где ты берешь клиентов?

Елинецкая Юлия: Изначально это соцсети. Это были соцсети в момент наработки, сейчас 70% это сарафанное радио и это самые благодарные клиенты, которые приходят по рекомендации, я думаю, что это не секрет. Складывается определенный уровень доверия, потому что подруга, мама, папа сказали, что фотограф классный. Он приходит и уже уверен, хотя даже не смотрел работы. Очень много приходит через соцсети, я не ленюсь постоянно что-то размещать. Это большой-пребольшой и еще раз большой кусок работы, который занимает уйму времени, и я не могу пока что делегировать его кому-то, потому что вкладываю свой внутренний мир немножечко в эти публикации, пишу то, что думаю, пишу то, что хочу видеть.

 

 

Стахов Юрий: То, что испытываешь в данный момент.

Елинецкая Юлия: Да, то, что испытываю в данный момент. Если я не испытываю ничего в данный момент, то пришла к выводу, что лучше ничего не постить.

 

Стахов Юрий: А если испытываешь что-то негативное?

Елинецкая Юлия: Тоже лучше не постить.

 

Стахов Юрий: Но люди же хотят, чтобы ты была настоящая, а не все время позитивная для них?

Елинецкая Юлия: Неправда. К тому, что я вчера написала, я долго шла к этому посту. Я понимаю, что возможно у меня станет меньше клиентов, но не боюсь этого. Но периодичность каких-то негативных постов вызывает у людей отторжение, они очень часто могут не вчитываться полностью в текст, не дочитывать до конца.

 

Стахов Юрий: А можно назвать это не отторжением аудитории, то, что они отписываются, а, например, сменой целевой аудитории? Может быть, приходит другая аудитория, которой хочется, чтобы ты была настоящей и в этом появляется твой рост, взросление. Когда приходят люди, которые понимают: «Ну, бывает вот так, бывает вот так». То есть, более взрослые личности приходят.

Елинецкая Юлия: Ты прав частично. Скажем так, есть у меня коллеги, которые ведут себя достаточно резким образом в соцсетях и у меня есть клиенты, которые фотографировались у этих коллег и именно из-за этого они больше к ним не пойдут и это достаточно частый опыт.

 

Стахов Юрий: А что значит резко? Типа «я не буду этого делать». Не проявляют гибкости какой-то?

Елинецкая Юлия: Они не проявляют гибкости, дипломатичности, клиентоориентированности, они не понимают, что все люди, которые их читают, могут быть потенциальными клиентами, в том числе фотографы могут быть потенциальными клиентами. Почему-то никто этого не учитывает.

 

Стахов Юрий: У тебя было много фотографов?

Елинецкая Юлия: Я не считала, но да. Я фотографирую фотографов, и мне очень приятно было два или три года назад, когда ко мне пришла Наташа Ищенко и я такая: «Ооо, классно!» Я так переживала тогда.

 

Стахов Юрий: А ты можешь нам позвать Наташу Ищенко на интервью?

Елинецкая Юлия: Наташа, прости. Но помогу.

 

Стахов Юрий: Какие ты любишь больше кадры? Какие отдаешь? Какие фотографируешь? Каких у тебя большинство – постановки или репортажа?

Елинецкая Юлия: Репортаж… постановочный репортаж?

 

Стахов Юрий: Да неважно, я считаю, что режиссируемый репортаж – это тоже репортаж, это твоя работа.

Елинецкая Юлия: Я бы отдавала режиссируемый репортаж. Я режиссирую этот репортаж постоянно и активно. Но в последнее время запросы на тему «уберите мне складку, я не люблю себя, когда я смеюсь с зубами» и так далее и тому подобное, сковывают меня режиссировать, сковывают создавать в кадре определенный экшн, благодаря чему эти кадры получаются классными, эмоциональными. Я сейчас нахожусь в том состоянии, из которого я выхожу, и буду делать это больше и кто не согласен с какими-то своими личными складками, ребят, я хотела бы больше снимать живые кадры.

 

Стахов Юрий: То есть, твой рост как фотографа заключается тоже в том, что ты понимаешь, я понял так из диалога, что ты стала заложником фотографий, которые ты делаешь для определенной аудитории.

Елинецкая Юлия: Красивеньких.

 

 

Стахов Юрий: Красивеньких фотографий, которые постановочные, которые нравятся очень людям. Из-за которых тебя любят, из-за которых тебя рекомендуют, приходят, но во многом тебе хочется больше хардкора, то есть, более искренности, более настоящего, да?

Елинецкая Юлия: Да, ты прав.

 

Стахов Юрий: Ты семейный фотограф, можно так назвать тебя – семейный?

Елинецкая Юлия: Да, конечно, я семейный фотограф, не больше, свадьба – это тоже семья.

 

Стахов Юрий: Ты семейный фотограф, который, на мой взгляд, работает именно в премиум сегменте.

Елинецкая Юлия: Средний плюс.

 

Стахов Юрий: Как начинающему фотографу выйти в этот сегмент?

Елинецкая Юлия: Ребят, кроме как много работать, я бы сказала пахать, не уделяя времени самой себе, а уделяя больше работе, нет другого способа. Я уверена, что фотограф не может сразу попасть в премиум-сегмент, кроме тех случаев, когда он в нем родился. А так только трудом и трудом.

 

Стахов Юрий: Допустим, если есть 100% навыков фотографа: камера – 10%, обработка – 10%, общение с клиентами – 10%, я примеры набросал. Можешь ли сказать, на что стоит обращать внимание с позиции своего опыта фотографам в работе, куда больше уделять внимания?

Елинецкая Юлия: 90% — общения с клиентами, я уверена в этом. То, что вы умеете нажимать на кнопочку, знаете параметры, понимаете с какой выдержкой что нужно снять – это очень мало вам дает, вы можете идти дальше снимать кошечек. Если мы не сумеем с людьми договариваться, людей слушать, получать от них техническое задание перед самой фотосъемкой и пытаться удовлетворить запрос, либо даже не пытаться удовлетворить запрос – все навыки, все знания по технической части это путь в никуда.

 

Стахов Юрий: Меня всегда интересует вопрос по поводу преподавания. Ты ведешь мастер-классы, люди обращаются, чтобы ты чему-то их научила. Как для тебя, талантливый учитель и талантливый фотограф – это одно и то же? Бывают талантливые фотографы, которые не могут передать свои навыки или бывают талантливые учителя, которые перестали фотографировать, а просто делают мастер-классы? Какое твое отношение к этому вопросу?

Елинецкая Юлия: Ты, мне кажется, все сказал, только удали вопросительный знак и это будет ответ на твой вопрос. Не каждый мастер, который хорошо делает свое дело, умеет преподавать, учить людей – это нормально, и точно так же не каждый учитель, теоретик может быть хорошим в том деле, которое он преподает, однозначно. И, в частности, в наших фотошколах украинских так и происходит. Те преподаватели, которые учат людей, как делать и что, сами по себе…

 

Стахов Юрий: Не являются коммерческими фотографами. То есть, это как в универе маркетингу учит 60-ти летний дедушка, который не знает что такое Facebook.

Елинецкая Юлия: Да, да, согласна.

 

 

Стахов Юрий: По поводу съемок в студии на фоне елочки в одинаковых свитерках. Сейчас идет ноябрь и знаешь, моя лента превращается в….

Елинецкая Юлия: Ужас.

 

Стахов Юрий: Я не хочу критиковать, я хочу выразить что это. Это елки, люди, свитера и люди, которые смотрят в кадр, и меняются только лица у одних и тех же фотографов, хорошо, что в Киеве большое количество студий. Если взять Запорожье, к примеру, там три студии с естественным светом, они даже не меняются, меняются только люди и свитера.

Елинецкая Юлия: У нас тоже. У нас всего-то три хорошие студии в Киеве, все. У нас то же самое происходит.

 

Стахов Юрий: Но их много на самом деле.

Елинецкая Юлия: Их много, но я хожу в три студии.

 

Стахов Юрий: Хорошо. Что для тебя эти съемки? Проходила ли ты этот этап? Есть ли он у тебя сейчас? Ты его хочешь изменить? Ты поняла, о чем я?

Елинецкая Юлия: Да, конечно. Даже не обязательно в одинаковых…

 

Стахов Юрий: Я считаю, что можно поставить на штатив камеру и просто с дома нажимать по скайпу кнопку, пусть фотографируются. Что я делаю как фотограф в этой работе? Стиль подбираю? Свитера подбираю под декор студии? Это странно.

Елинецкая Юлия: Эту тему можно внедрить в свадебную фотосъемку, кстати.

 

Стахов Юрий: Да, но там хотя бы есть моменты, когда люди стоят на фоне арки, но к ним подходят гости, в этот момент все забывают про фотографа, ты можешь творить все что хочешь. Ты можешь фотографировать, ловить моменты, эмоции.

Елинецкая Юлия: Сидеть на шее у бабушки.

 

Стахов Юрий: В студии это сложно. В студии свитера и елка и никаких моментов нет.

Елинецкая Юлия: Ну, ты же режиссер.

 

Стахов Юрий: Да, да.

Елинецкая Юлия: Начинающие фотографы не поймут вообще сейчас твой вопрос. Для того, чтобы его понять, нужно пройти все это елочное сумасшествие, пройти тот этап, когда у тебя начинают бронировать новогоднюю фотосъемку за полгода до новогодней съемки и все хотят студию. И ты можешь просто жить в студии, поставить где-то в подсобке кроватку, заказать себе какой-нибудь кейтеринг и ты просто живешь там ноябрь и декабрь. Я прошла этот момент. Я, конечно, пыталась, менять студии, переезжать с места на место и наступил момент, когда уже все, чаша переполнилась. Индивидуальная съемка называется индивидуальной, потому что в ней будет что-то индивидуальное ваше, что-то личное. Пусть это будет ваша елка, новогодние съемки – это классно, это мандарины, шампанское – это здорово. И пусть это будет елка не с идеальными игрушками, не с идеальным светом, пусть в вашем доме не будет идеального интерьера, где все в цвет, и пусть у вас не будет этих свитеров с оленями как под копирку, вы будете в своей обычной одежде – эта съемка будет отражать больше, что происходит на самом деле, чем съемки под елкой. Потому что все люди, кто это уже со мной прошел, оценили, что это круче и лучше. Я при этом очень рада, что у нас существуют фотостудии, и я очень люблю Наташу Прокопчук, она большой молодец, Юлю Громову. Я хожу в их студии, но на елки, не хочу зарекаться, но я думаю, что в этом году не приду.

 

Стахов Юрий: По поводу печати фотографий. Печатаешь ли ты фотографии, книги или ты отдаешь ссылки на файлообменник? Как ты порекомендуешь фотографам отдавать фотографии? Как ты это делаешь?

Елинецкая Юлия: Рекомендовать вряд ли буду. У каждого свое видение. Я знаю кучу крутых фотографов, которые дают линк на скачивание и все, люди счастливы и фотографы довольны. Я уже много лет отдаю на фирменной флешечке, чтобы все было красивенько. Там есть вкладочка с пожеланиями, приятными словами – это все дополняет сервис. Так как очень много заказчиков фотографий – это женщины, даже если семейные съемки, все равно инициатором, как правило, является женщина, для женщины важно получить в какой-то упаковке, по-другому никак. Мужчине часто пофиг, он скачал, да и все.

 

Стахов Юрий: Лишь бы женщина была довольна.

Елинецкая Юлия: Лишь бы женщина была довольна, правда. По поводу печати фотографий, я долгое время печатала и буду печатать. На данный момент не печатаю, потому что мне сложно найти типографию, которая попадала нормально бы в цвет, я очень сильно придираюсь к цветокоррекции, уделяю время этому вопросу и когда я получаю на фото не то, к чему я шла, расстраиваюсь. Я могу порекомендовать клиентам, где печатать фотографии, они печатают, все довольны. Но я нахожусь в поиске своего цвета типографии – это раз, и удобства работы – это два. Я печатала фотографии в таком месте, в котором мне нужно было привозить флешку и потом забирать ехать второй раз фотографии. По цвету было очень круто, все было здорово, но я тратила море времени.

 

Стахов Юрий: Да, актуальный вопрос. Мне тоже говорят: «Юра, а почему ты не сделаешь в магазине печать фотографий?». А это очень трудоемкий процесс, за который должно отвечать много людей и хочется сделать это нормально. Это очень важный вопрос, который ты подняла, потому что тот сервис, который есть в Украине – это печально. Почему Америка так, на мой взгляд, динамично развивается, потому что количество бизнесов большое и чтобы выживать, нужно увеличивать клиент-сервис. Амазон доставляет книжку за 40 минут. 40 минут человек бежит, привозит тебе не на метро, не по пробкам, он бежит, чтобы привезти тебе книжку за 40 минут. Это просто гениальный уровень сервиса. Поэтому, очень важно уделять ему внимание, на мой взгляд, и я очень рад, что мы подняли с тобой эти вопросы. А по поводу книг. Делаешь ли ты книги? Много делаешь? Заказывают, хотят? Спрашивают сами или ты навязываешь?

Елинецкая Юлия: Делаю. Никогда не навязываю, говорю иногда такую фразу: «Ребят, если вы будете искать, где сделать фотокнигу, то фотокнигу делает, как правило, тот фотограф, который проводит вам съемки. И если что, я делаю фотокниги тоже, вы можете заказать ее когда угодно – после съемки, через год после съемки, через пять лет после съемки и так далее. Книги я делаю».

 

Стахов Юрий: Но не напоминаешь?

Елинецкая Юлия: Нет, не напоминаю. Не напоминаю, потому что верстка фотокниги для меня трудоемкий процесс. Я скрупулезная очень, мне мешает это жить, наверное.

 

Стахов Юрий: Перфекционизм.

Елинецкая Юлия: Это перфекционизм и скрупулезность, да. Я никогда не бываю на 100% довольна результатом книги.

 

Стахов Юрий: Что тебя вдохновляет? Как ты трансформируешься? Чьи работы ты смотришь? Где ты черпаешь вдохновение?

Елинецкая Юлия: Самый сложный вопрос и каверзный. Человек не рождается с определенным видением фотографии, как одеваться и какой-то харизмой своей. Это все приобретаемо в процессе. Я смотрю очень много кино, и считаю, что это очень важно. Три раза в неделю я обязательно смотрю кино. Оно абсолютно разное. Это и Голливуд, и авторское кино, как правильно назвать – фестивальное. И даже смотрю сериалы. Мы сегодня с тобой говорили о тех же «Играх Престолов». Я считаю, что фильмы формируют мой взгляд очень сильно, очень сильно на меня влияют и это очень большое вдохновение. Я могу не вспомнить, о чем был этот фильм, правда, но я могу смотреть, как падает свет. Я понимаю, что он фотокрасивый с точки зрения подачи, и могу весь фильм просто наблюдать за световыми схемами, композиционными решениями и скажу потом: «Да, посмотри этот фильм, как он…».

 

Стахов Юрий: Как он… Там короли сражаются друг с другом.

Елинецкая Юлия: Нет, ты даже не вспомнишь, что там происходило, там такой свет, скажу, красивый.

 

Стахов Юрий: А есть пару фильмов, может вспомнишь, которые можно посоветовать ребятам?

Елинецкая Юлия: Давай мы сделаем так. Я тебе напишу их, а ты потом сюда вставишь.

 

Стахов Юрий: Хорошо, отлично. Подскажи, пожалуйста, какой твой следующий шаг в фотографии, в бизнесе? Какие у тебя планы? Если не секрет, можешь чем-то поделиться? Что тебе хочется, кроме как отдохнуть и спать?

Елинецкая Юлия: Мне спать не хочется, я выспалась, кстати.

 

Стахов Юрий: Это мое, наверное – спать. Что у тебя?

Елинецкая Юлия: Наверное, сложно говорить о планах. Однозначно я хочу снимать, я буду снимать продолжать дальше, я буду улучшать свой сервис, и в последнее время я очень много для этого сделала, не уверена даже, что люди это понимают. В частности я начала отдавать съемку через пять дней после ее проведения, думая, что я улучшаю этим сервис, а люди в ступоре находятся.

 

Стахов Юрий: Они думают, что ты что-то неправильно сделала…

Елинецкая Юлия: Что-то не то, да. Люди не знают, что я в это вкладываю. Для меня важно, что вы пережили эти эмоции, и вот вам сразу же результат этих эмоций.

 

Стахов Юрий: Они не готовы к этому?

Елинецкая Юлия: Нет, они дольше переживают. Я холерик и в моей жизни происходит много событий, постоянно меняющихся, разных и мне хватает пару дней для того, чтобы пережить предыдущее, потому что уже следующее подошло, все, окей, погнали дальше. Не все такие. Кому-то нужно больше времени для того, чтобы оно улеглось, и они уже захотели фотографии: «Давайте, месяц прошел, все, давайте фотографии».

 

Стахов Юрий: То есть, стратегия Амазон у тебя не работает, нужно хотеть дольше.

Елинецкая Юлия: Реально я имею возможность отдавать через пять дней, но я понимаю, что нет смысла, может быть, люди думают, что я халтурю, меньше обрабатываю.

 

Стахов Юрий: Может они реально думают, что ты месяц обрабатываешь?

Елинецкая Юлия: Нет, я объясняю, люди знают, что они не единственные клиенты и все это время я каждый день занимаюсь обработкой другой съемки.

 

Стахов Юрий: Съемкой…

Елинецкая Юлия: Съемкой, обработкой, встречами в первую очередь, которые занимают больше всего времени, я занимаюсь соцсетями, я занимаюсь всем.

 

Стахов Юрий: Класс. Спасибо тебе огромное за то, что пришла к нам в гости, поделилась самым сокровенным. На мой взгляд, получилось очень тепло, и даже выключенный свет не помешал нам все это продолжить.

Елинецкая Юлия: Он нас переместил в контровой, в красивый, который я больше люблю.

 

Стахов Юрий: Да, спасибо тебе большое. Напоминаю, что 25-26 ноября 2017 года пройдет самая большая фотоконференция в Украине, куда мы приглашаем большое количество спикеров. Прямо под статьей есть ссылочка, переходите и забирайте свой билет. Еще одну штуку добавлю к тому, что мы обсуждали, потому что это важно добавить. Когда я переехал в Киев, я искал royal model для того, чтобы начать оформлять свои соцсети, начать что-то вести и начинал думать над тем, что же делают топы в Киеве, что делают люди, которые в Киеве со своими соцсетями. Тогда я увидел твою публичную страницу на Фейсбуке, на которой на тот момент было 7,5 тысяч подписчиков, лайков, и я подумал: «Так, надо разобраться». И я почитал, почему так много, какая обложка, какая аватарка, что да как. Поэтому, твоя страница во многом сыграла для меня важную роль. В живую мы долгое время не были знакомы, но заочно…

Елинецкая Юлия: Ты за мной следил…

 

Стахов Юрий: Я не то, чтобы следил…

Елинецкая Юлия: Я шучу.

 

Стахов Юрий: Меня очень вдохновила твоя страница и во многом сформировала мой бренд как свадебного фотографа, но уже в Киеве, поэтому спасибо тебе большое.

Елинецкая Юлия: Очень приятно слышать.