Назад
#Для фотографа

4 теории цвета для фотографа

Стахов Юрий

Стахов Юрий

13 февраля 2020

Для каждого фотографа крайне важно понимать как работает цвет, ведь это основное для каждого профессионала и во время съемке и последующей обработке и ретуши фотографий. Глазу профессионального фотографа доступно гораздо большее количество цветов, чем 7 основных – как минимум 12, состоящих из цветов первого, второго и третьего порядка. Согласно теории швейцарского художника Йохана Иттена, эти 12 цветов образуют так называемый цветовой круг или круг Иттена, получивший широкое применение в фотографическом искусстве еще в начале ХХ века.цветовая теория Иттена в фотографии и колористике

Изучением природы цвета, его характеристик и применения занимается наука колористика, которую сегодня в богемных кругах называют «матерью всех фотографов и живописцев».

Кроме цвета также важно знать правила композиции и правильно оформить рабочее место фотографа, чтобы никакие яркие цвета не примешивались в ваше восприятие цвета при обработке фотографий.

Что такое колористика?

Колористика — наука изучающая цвет, которая исследует природу света и цвета, основные характеристики цвета, цветовые гармонии, основные и дополнительные хроматические тона, цветовую культуру в различных видах искусства, а также рассматривает вопросы психологических закономерностей в восприятии цвета.

Не имея представления о цвете, ни один фотограф не может называть себя профессионалом. От правильного или неправильного применения цвета в тех или иных случаях, работу можно считать испорченной, спасенной или шедевром.

В этой статье мы коснемся темы 4 основных теорий цвета, о которые необходимо знать и которые фотограф должен применять в своей работе.

Чnобы фотографу профессионально работать с цветом, необходимо калибровать монитор для правильной цветопередачи оттенков.

4 основных теории цвета для фотографа

Теория цветовой трехмерности

Имеет прямое отношение к кругу Иттена. В цветовом круге цвета первого порядка – это цвета, создающие иные путем смешения, однако не способные возникнуть из разных цветов.

К первичным этим цветам относятся жёлтый, красный и синий. В цифровой сфере это знаменитые RGB, которые активизирует механизм восприятия глазом человека.

В результате миксования цветов первого порядка между собой возникают цвета второго порядка – оранжевый, зеленый и фиолетовый.

А уже из смешения цветов второго и первого порядков между собой возникают цвета третьего порядка, которые представлены знаменитой шестеркой: желто-зеленым и желто-оранжевым, фиолетово-синим, фиолетово-красным, оранжево-красным и зелено-синим цветами.

Так все 12 цветов образуют круг Иттена.

Теория цветовых гармоний

В античные времена имя Гармония принадлежало богине согласия, примеряющей противоположности, что отразилось и в современном фотографическом искусстве.

Что же такое теория цветовых гармоний?

Теория цветовых гармоний – это теория о цветах, наиболее гармонично смотрящихся вместе. Она применима не только в фотографии, но также моде и стиле, дизайне, графике, живописи, архитектуре, конструировании и многих других изобразительных сферах.

Выделят несколько типов цветовых гармоний:

  1. Двухцветная гармония

В ней похожие цвета плавно перетекают один в один по схеме расположенности друг напротив друга дополнительных цветов, смежных цветов – в одной части круга Иттена блоково, похожих цветов – один через один цвет спектрального круга (др. название круга Иттена), промежуточных – расположенных внутри цветового круга друг к другу под углом 90 градусов, и, конечно, же из несовместимых цветов, где последующий находится рядом с дополнительным к первому.

Теория цветовых гармоний - двухцветная гармония

  1. Трехцветная гармония

В этой гармонии все цвета рассредоточены по пикам вписанного в спектральный круг Иттена треугольника. Она состоит также из разделенной гармонии, где главному цвету соответствуют два других цвета, которые являются очень близкими к цвету, дополнительному к главному. Теория цветовых гармоний - трехцветная гармония

  1. Четырехцветная гармония

Здесь цвета пребывают на пиках вписанного в спектральный круг квадрата. Четырехцветная гармония состоит из прямоугольной гармонии – цвета на пиках прямоугольника в круге цвета, аналоговой гармонии – цвета находятся рядом друг с другом в круге, и альтернативной гармонии – или так называемой дополнительной гармонии, где основные цвета дополнены двумя, близкими к одному из противоположных, цветами.Теория цветовых гармоний - четырехцветная гармония

  1. Шестицветная гармония

В этом типе гармонии все просто: основные цвета покоятся на пиках вписанного в спектральный круг Иттена шестиугольника.

Теория цветовых гармоний - шестицветная гармония

Цветовые гармонии в работе фотографа нужны, чтобы понимать балансы разнообразных цветов и не делать цветовых ошибок при настройке фотоаппарата на съемку, подбирать правильные цветовые решения для каждой фотографии, выстаивать контрастность, согласно этой теории, освещение, и налаживать другие важные элементы фото, так или иначе связанные с цветом.

Для обработки фотографий использую различные приложения и программы. В нашей статье вы можете узнать как получить официальные лайтрум и фотошоп бесплатно с постоянными обновлениями.

Теория колоритов

Благодаря теории колоритов, фотограф может создавать так называемую атмосферу цвета или цветовое настроение. Он также умело подбирает цветовые смыслы для определенной аудиторию, где они будут наиболее выгодно смотреться.

С помощью теории колоритов можно один и тот же снимок превратить в праздничный – в одном случае, и в траурный – в другом.

Всего в тории колоритов для фотографов выделяют четыре типа: кремовый, теневой, седой и яркий колориты.

Четыре типа колоритов для фотографов:

1. Кремовый колорит

Возникает вследствие миксования основных цветов с белым. При этом оттенок получается пастельный, нежно-кремовый, персиковый, белёсый или с небольшим золотистым напылением.

Ощущения от его восприятия – спокойные, уравновешенные, гармоничные, без борьбы и страстей. В фотографии часто используется для фотосессий беременных и детских съемок.

Также это является популярным оттенком в тонированиии фотографий. В бесплатных видеоуроках по обработке в этой статье разбирались как делать бежевое или кремовое тонирование на ваших фото.

2. Теневой колорит

Это все оттенки черного, возникающий в процессе смешения основных цветов с черным. Он создает впечатление теней, несущихся над объектом в фотографии.

Часто такой колорит можно видеть в дорогих каталогах, элитных журналах, на рекламных баннерах статусных магазинов и бутиков и т. д. Также теневой колорит идеально подходит для некоторых тематических художественных фотосессий, проектов на конкурсы и фестивали фотографии, а также для различных индивидуальных заказов от клиентов, желающих выделить свой особый эксклюзивный статус.

3. Седой колорит

Играет на тональностях. Он появляется из-за смешения основных цветов с серым цветом, получая при этом самые сложные оттенки. С ними фотографу нужно очень аккуратно обращаться, потому как эти оттенки нельзя использовать везде.

Седой колорит редко применяется начинающими фотографами, но в профессиональных руках великолепно подходит для сложных философских проектов, очень редких, эксклюзивных фотосессий.

4. Яркий колорит

Использует все насыщенные цвета, среди которых зеленый, красный, оранжевый, синий, а зачастую и черный с белым также идут в смешение.

Яркий колорит актуален для жизнерадостных, веселых проектов, детских ивентов, летних акций, туристических тем и прочего праздника жизни. Harmony

Цвет также крайне важен при обработке ваших фотографий для продажи фото на фотобанках или микростоках. В нашем блоге есть статья с рекомендациями по обработки на стоки.

Теория цветовых схем

В фотографическом и изобразительном искусстве выделяют три основные и три дополнительные цветовые схемы.

Что такое цветовые схемы в фотографии?

Цветовые схемы – это цветовые сочетания, которые сохраняют или теряют гармонию в зависимости от угла зрения. В теории цветовых схем работают принципы построения цветов из теории цветовых гармоний. Другими словами, четыре типа в теории цветовых гармоний являются составляющими теории цветовых схем.

Основные цветовые схемы в фотографии и изобразительном искусстве:

  1. Аналоговая цветовая схема. Сочетает цвета, расположенные рядом с каждым из цветов круга Иттена, образуя новые, так называемые успокаивающие цвета. При этом в таких парах существует так называемый доминантный цвет, а также поддерживающий и подчеркивающий.
  2. Триадная цветовая схема. Сочетает одновременно три цвета, которые находятся на равном расстоянии друг от друга в круге Иттена. Цвета, образующиеся из этого сочетания, зовут цветами безопасности и равноправия.
  3. Тетрадная цветовая схема. Сочетает микс из четырех цветов по принципу триадной, только вместо треугольника – прямоугольник. Но здесь есть всего один доминантный цвет. Цвета располагаются в круге Иттена от двух комплектов дополнительных цветов. И все четыре тона находятся на одинаковом расстоянии круга Иттена.

Принцип соединения цветов по прямоугольнику позволяет использовать микс оранжевого с красным, зеленого с синим или же зеленого с красным, при этом создавая то теплые, то прохладные цвета.

Дополнительные цветовые схемы в фотографии и изобразительном искусстве:

  1. Монохроматическая цветовая схема. Здесь каждый цвет представляет из себя тон, оттенок или же тень одного цвета.
  2. Нейтральная цветовая схема. Призвана нейтрализовать цвет, смешивая его с дополняющим. При этом эта схема использует одни лишь оттенки бежевого и коричневого.
  3. Ахроматическая цветовая схема. В ее основе – оттенки замиксованых черного цвета с белым и серым цветами.Achrom

Цвет и колористика в фотографии  

Часто в колористике сегодня применяются весьма неординарные цвета. Постмодернизм принес нам немало безумия, а с ним – и безумие цвета. Если раньше цвет нужен был для того, чтобы придать фотографии жизни, то сейчас он играет с подсознанием человека, а его все новые и новые вариации находят отражение в мировом фотографической искусстве с целью гипнотического влияния, восхищения, развлечения, освобождения, превосходства, изображение величия и низости жизни.

Ыы можете посмотреть как работает применение цвета в кино на примере разбора сериала «Игра Престолов» по композиции и цветокоррекции.

Современный фотограф, применяя эти четыре теории цвета, должен, прежде всего соотносить их с целью своей фотографии и различать, где заканчивается техническая работа с настройками цвета в фотоаппарате, и начинается высокое искусство фотографии. Colors system

Читайте также как фотографу правильно организовать свое время, чтобы обрабатывать фотографии быстро.

 

 

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Invalid input

Invalid input

Поделиться в соцсетях:

Рассылка

Оставь имейл чтоб подписаться и быть в курсе самых крутых новостей!

Спасибо за подписку

Invalid input

Я прочел (-ла) и принимаю Условия оказания услуг и Политику конфиденциальности.

Рассылка
https://www.photostudy.me/wp-content/themes/Photostudy/img/icon-exit.png