Стахов Юрий: Друзья, всем привет. У нас  в гостях Дан Хечо. Дан, привет!

Дан Хечо: Привет!

 

Стахов Юрий: Спасибо тебе большое, что пришел к нам в гости. Мне безумно приятно увидеться и пообщаться, потому что я в 2012 году был на твоем мастер-классе.

Дан Хечо: Спасибо, что пригласил, не забыл.

 

Стахов Юрий: Я в 2012 году был на твоем мастер-классе, когда только начинал фотографировать (в 2010 году только камеру купил) и он оказал определенное влияние на меня. Я помню, знаешь, как на начинающих фотографов нападает эта штука – я месяц после твоего мастер-класса обрабатывал как ты.

Дан Хечо: С обработкой нужно очень осторожно. Если вы обрабатываете, следуя советам, пытаетесь что-то пробовать новое, экспериментировать с цветами – как сделали, обязательно сделайте сразу -30 сэтурэйшн. Обязательно. Без этого такое лезет, просто…

 

Стахов Юрий: У тебя уже есть внутреннее понимание цвета, того как ты хочешь картинку, а когда…

Дан Хечо: Гармония и баланс цвета вырабатывается со временем. Ты чувствуешь гармонию. Потому, что, если не чувствуешь гармонии, то можно такого наворотить, что…

 

Стахов Юрий: Так вот, меня так вдохновил твой стиль обработки, что я месяц отдавал так людям. Потом все откатил назад, вернул, думаю: «Блин… что я делаю…» Поэтому хочу тебе вначале сказать – спасибо! Ты повлиял на меня и во многом на фотобизнес в Украине, потому что ты сделал много мастер-классов и много фотографов были на твоих мастер-классах. Соответственно, они что-то взяли, потому что я верю в концепцию развития фотографа, когда ты посещаешь 30 мастер-классов, берешь с каждого по 2%, пропускаешь через себя и улучшаешься, как фотограф.

Дан Хечо: Ты применяешь технику. Это как в школе. Как деток учат буковки писать? Все вместе пишем одни буковки, учимся, повторяем, все одинаково делаем, но в итоге у всех почерк разный. Поэтому, мы берем технику, а уже то, что мы создаем – это наш внутренний мир. Техника помогает нам его передать. Какую ты возьмешь технику – не важно, главное, чтобы она тебе помогла наиболее интересно, правильно выразить твой внутренний мир. Для меня это самое важное.

 

Стахов Юрий: Я всем в начале задаю вопросы о начале пути в фотографию. Можешь рассказать вкратце свою историю прихода в фотографию, с чего ты начинал, какие мастер-классы посещал, когда стал снимать за деньги и мы так придем постепенно к тому Дану Хечо, который есть сейчас.

Дан Хечо: Путь, я надеюсь, что еще идет – не в конце, все-таки. Я пришел в фотографию просто, банально – купил фотоаппарат в 2007 году, если не ошибаюсь, цифровой, зеркальный. Мне было интересно делать свадебные фотосессии, интересно было зарабатывать.

 

 

 

Стахов Юрий: А чем ты до этого занимался?

Дан Хечо: Занимался разным бизнесом. У меня есть художественное образование. Всегда было интересно выразить себя. Нравилось делать красивые изображения. Проблема в том, что я ленивый. Рисовать это сидеть долго. Мне это нравится, но это долго и времени много отнимает. А вот когда купил зеркалочку, понял, что можно снять и при правильной обработке и подаче сделать то же изображение как картина, но проще и быстрее. Я подумал, что это интересно. К свадебным фотосъемкам пришел, потому что купил камеру, почему бы не заработать денег заодно. Сначала снимал только коммерческие свадьбы. Снимал я и творческие, естественно, но в основном было направление коммерческое. Сейчас уже скорее наоборот. Я очень мало снимаю коммерческие, в основном снимаю для вооружения себя творческие, чтобы создать что-то интересное. Снимаю арт-проекты для арт-книг, просто для себя, для получения удовольствия от того, что ты делаешь. Мне кажется, что самое главное, ты чувствуешь, что делаешь правильно, когда ты получаешь удовольствия от этого процесса, от того, чем занимаешься. Когда ты снимаешь, обрабатываешь, обращаешься и получаешь удовольствие, значит, это твоя деятельность.

Стахов Юрий: Ведь было, наверное, что ты в какой-то момент жил, как и все свадебные фотографы. Например, взял много свадебных фотосессий и подустал от них. Есть такое ощущение?

Дан Хечо: Естественно, когда ты занимаешься одной и той же однообразной деятельностью, ты устаешь. Вот почему последние годы я не снимаю свадьбы. Свадьба – это хорошо, хорошие деньги. Учитывая то, что мой прайс был не дешевым, то и делать свадебные фотосъемки сейчас было бы неплохо для коммерческой стороны. Но, как говорят, не в деньгах счастье, а в их количестве)). Когда ты переводишь свой любимый процесс переводишь в однообразную механическую рутинную деятельность, ты теряешь часть креативности. Ты не можешь постоянно творчески выплескивать себя в то, что ты делаешь. Ты можешь, но ты устанешь, выдохнешься, сдохнешь. А если ты не вбрасываешь себя в то, что ты делаешь, в свое «я», то получаешь очень посредственный продукт, достаточно сырой. Он как бы неплохой, стандартненький, но это не то, что хочется получить. Поэтому я понял, что коммерческая свадебная фотосъемка – это, конечно же, хорошо, но если я не хочу потерять себя, нужно делать то, что мне нравится. У меня начала развиваться тема арт-ню, она очень близка к живописи, именно ню. Я не снимаю эротику. Если посмотреть внимательно на мои фотографии, то там эротических картинок практически нет. Может где-то и есть, но их очень мало. В основном это ближе к арту. Мне больше нравится живопись, и я это передаю. Это мне нравится делать. Делать свадебные фотосъемки пока мне нравилось, я делал. Когда я понял, что начинаю уставать от этого процесса, то решил это прекратить, причем достаточно радикально. В конечном итоге я продал всю свою свадебную аппаратуру, все камеры – два Canon.

 

Стахов Юрий: И ты людям говоришь: «Я не делаю свадебные фотосъемки».

Дан Хечо: Да. Я мог бы, если бы мне было предложение делать свадебную фотосъемку за границей. Я мог был написать большой прайс, но смысл? Я просто говорю, что я не делаю свадебные фотосессии. Я делал свадебную фотосъемку за последние 2 года только пару раз друзьям. Друзья попросили поснимать, почему нет, я поснимал. И то, я снимаю прогулку и с утра. Это было 2 раза за последние два года. Я продал всю технику. Мне сейчас очень тяжело снять свадьбу, потому что у меня нет необходимого оборудования. После этого взял среднеформатную технику – Pentax645.

 

Стахов Юрий: Сейчас ты на него снимаешь?

Дан Хечо: Да. Последние полтора года снимаю на него. Качество меня устраивает намного больше. Для арта использую средний план и длиннофокусную оптику. Не хватает ширика. Широкий угол на средний формат… штука своеобразная. Она продается, но стоит кучу денег и качество не особо отличается. Намного проще, если возникнет необходимость в широком углу, то, наверное проще будет купить фулфрэймовую с шириком. Я купил себе Pentax среднеформатный, а Дима Собокарь, знаешь Диму, попробовал и купил себе тоже такой же. После этого он поменял весь свой свадебный Canon на Pentax. Купил себя К1 с шириком на 1530. Качество очень хорошее, прямо сам удивлен. Немного сам поснимал – реально, очень круто. Качество намного лучше чем у Canon.

 

Стахов Юрий: Мы сейчас на конференции приглашаем много производителей. Стараемся пригласить всех, вплоть до Huawei и Samsung, чтобы фотографы могли получить информацию. Итак, ты сменил профиль и начал делать арт-ню. Тебе это интересно.

Дан Хечо: Я выражаю свое видение эстетики и красоты через фотографию арт-ню. В плане коммерции, для меня коммерческие съемки не являются основным видом заработка. Они есть, конечно, но я стараюсь не брать их много. Это для меня как челендж. Почему челендж? 50% или больше коммерческие фотосъемки хотят дамы, которые совсем не молодые и красивые девочки. В 20-25 лет они пропустили свое время, а к 40 решили, что пока не поздно, нужно посниматься. Некоторые очень хорошо выглядят, не могу ничего сказать. Некоторые уже, конечно, не очень, но хочется. Понимая, что делает фотограф в виде красоты люди доверяют и, соответственно, хотят получить то же самое. Есть очень хорошие и красивые модели, которые хотят коммерчески сниматься. Они не хотят где-то публично выставляться, но при этом заказывают коммерческую фотосъемку. С остальной частью ты должен заставить себя увидеть красоту в абсолютно каждой женщине и передать это на фотографии. Учитывая, что эти женщины не всегда такие юные, красивые и свежие – это бывает порой непросто.

 

Стахов Юрий: Для тебя это челендж.

Дан Хечо: Да, это помогает.

 

Стахов Юрий: Ты печатаешь эти фотографии или просто отправляешь на файлообменник и все? Ты делаешь книги или как-то оформляешь все это?

Дан Хечо: У меня в прайсе минимальный заказ 2 часа – 10 фото. Я сбрасываю исходники в ч/б, это не такая проблема. Они получают 10 готовых фото, не более. Стоит это от 500 евро. Неважно где это – в Киеве, в Москве или в Европе – цена стандартная. Если меня хотите пригласить, то мне нужен билет, проживание и все остальное, если кто-то очень хочет. Некоторые пытаются, кто-то приглашал в Европу, но в основном, проще по месту. Относительно печати. Я клиентам не обещаю напечатанные фото. У меня есть возможность и я говорил, что могу добавить печатные фото. Но обычно все берут, в основном, в цифровом виде.

 

Стахов Юрий: А книги ты не делаешь, арт-ню книги?

Дан Хечо: Арт-ню книги я отдельно не делаю. Почему? Я делаю эту съемку для себя. Арт-ню книги для девушки не делаю, но вообще делаю.

 

Стахов Юрий: Для себя, да?

Дан Хечо: Да, это как проекты. Арт-ню для клиента я не считаю нужным делать, потому что из 10 фото книжку не сделаешь. Я делал книгу. У меня была студентка, которая просила сделать ей книгу, я ей сделал минибук. Она доплатила чуть больше, и я ей дал 20 фото, потому что 10 фото маловато для книги.

 

Стахов Юрий: Ты много времени тратишь на ретушь?

Дан Хечо: Нет, я трачу немного времени. Я просто ленивый. Это шутка. Ретушь у меня стандартная. Обработка фото занимает 20-30 минут обычно на одного. Если делать 10 фото – это 250 минут примерно или 4-5 часов – столько времени занимает обработка заказа. Но я не вижу смысла отдавать больше, потому что у меня концепция подхода к арт-съемке достаточно своеобразная – я ориентируюсь на живопись, чтобы это было больше похоже на картину. Поэтому мои фото часто выглядят не как фото, а как чем-то нарисованные картины. Спрашивают даже, фотография это или картина. Просто моя техника сначала съемки, потом обработки подводит к тому, чтобы она была как можно ближе не к цифровому фотоизображению, а именно к изображению нарисованному чем-то – и в плане цветовой палитры и в плане подачи. Поэтому, если я делаю арт-съемку для себя, для меня вообще важно получить одну фотографию, единственную. Это как художник, когда садиться рисовать и рисует одну картину с одной моделью. Он не будет рисовать 10 картин: Маша лежит, Маша стоит, Маша прыгает, Маша сидит. Нет, он нарисует одну. Представь, если бы у нас висело десять Мон Лиз в разных позах – это было бы странно. Эскизы конечно есть. Эскизы – это исходники. В итоге получается одна картина. Я должен получить для себя одну офигенную фотку с каждой съемки. Конечно, хороших можно выбрать штук 20-30, отличных – 3-4. Поэтому всегда получат 10 хороших фото, а должна быть одна. Делать из одной фотки книжку – смысла нет. Холсты да. Печатать на холстах – это прикольно. Я иногда это делаю, но не очень часто, не для коммерции. На моем сайте есть одно объявление, что можно купить принт. Один человек из США хотел заказать себе, но с доставкой оказалась проблема. А насчет принтов, что реально покупают – это фотографии на календари разные фирмы: украинские, российские.

Стахов Юрий: Пачку фотографий покупают?

Дан Хечо: Стандартный блок – это 12 фото, 12+1.

Стахов Юрий: А как ты делаешь это все? Ты берешь у них релизы и можешь использовать, как хочешь?

Дан Хечо: Это релизы или, если их нет, то уже по договоренности. Если брать арт-ню съемку, что она под собой подразумевает (в идеале, конечно, нужны релизы, чтобы у вас не было вопросов с моделями). Вы встречаетесь с моделью, она согласна поработать, ты согласен сделать ей фото. Ее работа на твою работу, отлично. Вы поработали, поснимались, получили фото. Я всегда моделям отдаю фото в большом размере. Если у меня их покупают – я могу их продать, у нее покупают – она может продать. В чем проблема? Мы получили продукт. Она может им пользоваться коммерчески, и я могу продавать. Была ситуация, когда у меня одна компания покупала календарь из Питера. Они просили, чтобы каждая модель отправила отдельно согласие. У меня не было на всех релизов, мы просто договаривались. А одна девочка стала говорить, что против чтобы я без нее продавал ее фото. Мы не лепили горшки. Мы слепили продукт, который есть у тебя и у меня в равных соотношениях. Ты можешь продавать их, и я могу продавать их. Но если я продаю свой продукт, то почему я должен выступать, как твой агент и отчислять тебе деньги за продажу? Так же и ты, получается, должна отчислять деньги, если продашь фото, которое я сделал. Зачем? Мне это не нужно и тебе это не нужно. Я думаю, что каждый, если хочет продать, то должен заниматься этим сам. Я не хочу выступать в роли продажного агента модели. Я сделал, я отдал фото, пусть продает, если хочет. Пусть наймет себе агентов, пусть они хоть весь интернет продадут – пожалуйста. Я не буду вообще никаких претензий предъявлять. Я ей дал размер, она поработала, получила фотку – что хочет, то и делает. Я получил – и также, что хочу, то и делаю. Это лично мое мнение. Я считаю, что это справедливо. Релиз помогает это урегулировать, если модель этого не понимает, и это спасает. А так фотографии покупают на арт-проект, на календари. Мне нравится делать арт-проекты такого плана. Я своим знакомым из Греции, он ко мне приезжал учиться 2,5 года назад (он снимает ч/б, хотел учиться моему свету – ему очень нравилась моя цветовая подача). Поучился, у меня с ним были индивидуальные классы в Киеве. Ему понравилась моя работа и мы с ним сделали проект в Греции под названием «Мифология нимфов». Есть нифмы лесов, морей и рек. Три типа нимф. Мы снимали с ним месяц. Это было в 2015 году. Материал книги закончили готовить только этим летом. Было очень много материала. Мы снимали 20 дней. Это было нереальное количество рав-файлов. В итоге, мы решили сделать по 200 фото от каждого фотографа в книжку в арт-бук и я их закончил готовить только этим летом. Возможно, к концу года ее получиться издать. Он делает свои 200 ч/б, я свои 200 в цвете. Но вот именно работе в арт-буке мне очень понравилась. Нужен бюджет. Мы собрали 12 моделей с разных стран: Россия, Украина, Греция, Италия, Штаты… Они прилетали, и мы их снимали. Это очень круто и продукт действительно крутой. Этих фото в интернете нет, и нигде вы их не увидите. Увидеть можно будет, только купив книжку. Конечно, когда книжка выйдет, они появятся и в интернете, но пока это эксклюзивчик.

 

Стахов Юрий: Для тебя это тоже челендж, тебе это интересно?

Дан Хечо: Конечно, мне интересно. Такого плана проекты мне интересны. Я бы хотел дальше двигаться в этом направлении.

 

Стахов Юрий: Меня беспокоит, что происходит с фотобизнесом в Украине и мне интересно наблюдать за яркими представителями этого бизнеса. Ты в свадебных фотосессиях также выделялся цветокоррекцией. Я приходил на мастер-классы учиться цветокоррекции. Вот ты делал цветокоррекцию и потом, насколько я понимаю, ты нашел себя. Ты понял, что тебе интересно другое, что деньги – это круто, но счастье не только в деньгах и нужно развиваться не в свадебных фотосъемках, а в ню фотографии.

Дан Хечо: Да, мне ближе именно эта подача эстетики красоты. Я с удовольствием могу поснимать пару. Мне тоже интересно показать их эмоции. Но, снимать сейчас с утра до вечера свадьбу – мне тяжело.

 

Стахов Юрий: А парное ню снимаешь?

Дан Хечо: Нет, не снимаю. У меня есть фото, где много женщин в одном кадре, но это не парное ню. Это просто групповая работа с моделями. Парное ню – нет. У меня мужчины с женщинами спрашивали пару раз, но как-то не сложилось. Мне не особо и хотелось. Я снимаю то, что меня вдохновляет, а вдохновляет меня красота: красота женщин, красота женщин вместе с природой. Есть съемки и на природе и в интерьере. В интерьере, если интересный свет, если есть интересная модель, а природа сама по себе красива, просто сочетание красоты женщины, сочетание красоты природы – это двойной удар по эстетике.

 

Юрий Стахов: А было такое, что мужчине понравились твои работы и он хочет для своей женщины заказать ню, но при этом хочет при этом присутствовать, переживать?

Дан Хечо: Было и делали. Это не проблема.

Юрий Стахов: Тебя это не вводит в дискомфорт?

Дан Хечо: Нет, не вводит. Если клиент коммерческий, коммерческое ню, то, как правило это все таки не творческая часть и модели чаще всего не совсем шикарные, идеальные, и если муж хочет присутствовать… У меня была пара из Израиля, он очень хотел чтобы я поснимал его жену, она тоже уже не юная девушка. Они живут дома вместе, хорошая пара супружеская, отличные ребята прекрасные, девочка уже лет под сорок, соответственно и мужчина тоже. Очень хорошие ребята, шикарные, мы с ними поработали в студии. Муж там посидел, посмотрел, ему было интересно, как его жена работает. Она не модель, но ему было интересно. Почему нет?

 

Юрий Стахов: Ты сейчас фотографируешь большое количество женщин ню, очень много красивых моделей. Для тебя это рабочий материал. Меняется ли твое восприятие красоты женского тела в какую-то сторону?

Дан Хечо: По порядку. Восприятие не меняется, как оно было, так и есть. То, что мне нравилось, мое понятие красоты в женщине, в природе – оно какое есть, такое и есть, оно неизменно, я всегда буду стараться его передавать. Чтобы его передать, самое главное – это во время съемки ты должен восхищаться тем, что снимаешь. Женщина должна быть как бы богиня, чтобы передать ее максимально. Дальше, вопрос о рабочем материале.

 

Юрий Стахов: Женщина – материал.

Дан Хечо: Женщина – материал… Есть в этом доля правды, потому что когда ты художник, как фотограф, создаешь какое-то изображение.  Художник рисует красками, у него есть холст, есть палитра, есть краски, есть модель, с которой он пишет. Соответственно, у фотографа что есть? У фотографа есть свет, есть локация, есть камера, оптика и та же модель. В обоих случаях модель выступает как  инструмент, как составляющая части картины, изображения. Но она же не неодушевленный инструмент, она имеет свою эмоцию, свои ощущения. Поэтому, самое правильное – это когда модель чувствует фотографа во время работы, понимает, чего он хочет, плюс вносит свои ощущения, подстраиваясь под то, что хочет фотограф. Это достаточно сложно, но можно получить. И конечно, на мастер-классе это сделать невозможно, модель не может на всех реагировать, работа идет один на один при наработках. Фотограф должен, прежде всего, когда работает с моделью как с инструментом, уметь убрать полностью все ее мысли внутри во время съемки. Я просто привык эту информацию говорить на английском и у меня английские слова выскакивают. Полностью очистить ее сознание. Очень просто, как стакан с водой. Пока у тебя есть вода, ты сюда виски не нальешь, смешается и будет то, что пить нельзя. Некоторым можно, но некоторым нельзя. Поэтому надо сначала что-то вылить, чтобы налить новое в сосуд. У модели есть свои ощущения, понятия, представления, что она хочет сделать, какие-то мысли, задачи, а у фотографа свои. Пока она их не уберет из головы, он ничего не сможет с ее помощью создать. Как ты можешь что-то сделать, взяв инструмент, если этот инструмент тебя не слушается? Поэтому надо сначала заставить ее перестать проявлять свои мысли и желания во время съемки. Когда пришла модель вся такая классная с опытом, час ее надо погонять, а теперь мы начинаем снимать. Вот когда она устанет, ты поймешь, сейчас я начну то, что я хочу.

 

Юрий Стахов: То есть, это уже те, у кого есть опыт работы?

Дан Хечо: Да, это как вариант для работы с профмоделями, которые всё знают. Очень важно, когда ты используешь модель как инструмент, ты можешь из нее что-то лепить, заставлять буквально на тонкой грани ощущений, чуть-чуть эмоцию больше, меньше, чуть чувственней, еще что-то, легче. Это инструмент, который дает обратную связь. Он не только создает пластику, линии и объемы, а еще и передает свое настроение, свои чувства. И когда ты вносишь в него правильные ощущения и чувства, он отдает тебе их обратно на изображения.

 

Юрий Стахов: Я пробовал снимать ню, к примеру, женскую грудь. Был, кстати, и на твоем мастер-классе по ню. Так вот, ты смотришь не на женскую грудь, а смотришь на то, как падает свет на нее.

Дан Хечо: Я смотрю на тот объем, который создает грудь, и форму.

 

Юрий Стахов: Да, объем, что происходит на фоне, как оно пересекается, какой идет свет, и ты обо всем этом думаешь, об огромном спектре – и воспринимаешь девушку как часть своей картины, которую ты рисуешь.

Дан Хечо: Все верно. Я считаю, что при фотосъемке ню, фотограф не должен смотреть только как фотограф, но как человек, прежде всего. Кто-то может это делать с юных лет, понимать и знать, кто-то позже, у кого-то приходит с опытом. Но ты убираешь из своего сознания элемент сексуальности в процессе съемки. Это сложно поначалу, но когда ты понимаешь, что ты восхищаешься женщиной не как сексуальным объектом, а как частью природной красоты, и пытаешься ее передать максимально, тогда у тебя все складывается в плане ню. Кто-то наоборот передает… Опять же, это внутренне каждого. У меня внутри такого нет, я так передаю.

 

Юрий Стахов: Пропадает пошлость и появляется искусство?

Дан Хечо: Да. Я не говорю, что плохо передавать сексуальность или эротику или что-то еще. Кому-то надо снимать порно, есть определенный сегмент потребления. Это все есть и будет, но каждый сам для себя определяет, что он хочет снять и показать. Вот я для себя определил, что мне очень важно дать именно красоту женщины, основываясь даже не на ее сексуальности и не на эротической составляющей, а именно красоты тела, формы, плюс ее сознания души. Это то, что меня максимально цепляет.

Юрий Стахов: А опыт свадебных фотосессий помог тебе как-то в этом? Потому что когда мы работаем на свадьбе, мы тоже работаем с парой, только они не профессиональные модели. Тебе нужно и мужчину раскрепостить, и женщину, расположить к себе, чтобы они тебе доверяли. Помог ли тебе этот опыт в работе ню и как произошел переход от свадьбы к ню? Девушки просили поснимать будуарное утро невесты? Это два вопроса в одном.

Дан Хечо: Свадьбы мне очень помогли, потому что это огромная офигенная школа тренировки. Работа с оптикой, со светом, с людьми, со всем остальным. В плане ню помогли ли мне свадьбы? Не могу сказать, что прямо в плане ню помогли мне свадьбы, потому что в ню я пришел, когда приехал первый раз Карасев в Киев, есть такой фотограф из Питера. Он попросил: «Давай поснимаем красивых киевских девчонок». Я ответил: «Давай. Почему нет?». Я с ним пошел поснимать, мне стало интересно, и я понял, что это может быть мне любопытно. В 2009 году это было. С того времени я потихоньку это двигал. Работа с парой немножко разная на свадьбе и на съемках ню. Совсем по-другому снимаются маски, совсем другие эмоции нужно вызвать, поэтому в плане эмоциональном вряд ли здесь есть пересечение. В плане работы, умения работы со светом, с оптикой, конечно, очень помогло все это, с фокусным расстоянием, это офигенная школа – свадебная съемка.

 

Юрий Стахов: Ты в самом начале своего пути организовывал много мастер-классов и сам много обучался. Насколько важно обучение для фотографа? Насколько важно посещать платные мастер-классы? Или сейчас есть все в Интернете? Куда вообще ходить учиться? Сколько ты посетил мастер-классов и как это на тебя повлияло?

Дан Хечо: Обучение важно не только для фотографов, а вообще для всех. Мы живем, мы все время учимся – всему. Кто-то выбирает фотографию, кто-то еще что-то. Сейчас очень много людей выбирает фотографию, для кого-то, казалось бы, доступный способ выразить себя, для кого-то просто заработать денег, для кого-то и выразить себя и заработать денег, для кого-то только выразить себя. Процесс обучения тут важен почему? Я, наверное, сделал за 2008 год, 2009, 2010, три года пока я в Киеве, здесь развивалась свадебная фотография, я показал, наверное, классов 30 разным фотографам. Привозил отовсюду российские, и украинские, и из-за рубежа приезжали. Что для меня было важно, прежде всего? Для меня было самое главное в процессе обучения посмотреть что делает фотограф не так как я. На привычные для меня вещи посмотреть глазами другого человека в процессе съемки – это самое интересное. Что-то я для себя оттуда могу взять, что-то нет. Конечно же, это огромный опыт. Их опыт, их знания, то, что они рассказывают, накладываются на собственный опыт и в итоге получается новый опыт. Так создается все новое из чего-то старого. И опыт конечно важен. Как учиться, онлайн или офлайн, каждый конечно выбирает сам, можно найти бесплатное обучение и платное. Я могу сказать, что общий слой информации можно взять где угодно, и в Интернете ее валом: как работать с камерами, со светом, с людьми, — можно найти кучу курсов и видео и все что хочешь. Самое главное – это практика, применение. Если вы взяли информацию, которая есть бесплатно, начали применять на своей практике и вам нравится результат, отлично, работайте. Если вы понимаете, что что-то не то, чего-то не хватает, то я считаю, что нужно пообщаться именно с мастером, с фотографом вживую. Можно взять онлайн курсы. Сейчас есть продажа моих занятий онлайн и видео на русском, на английском. У меня покупали класс по съемке ню отдельно, потом человек со мной созванивался и заказывал индивидуальное обучение. Мы встречались с ним в одном городе и вместе работали с одной моделью, и он очень сильно доволен, этот человек из России. Это недавно было. Я начал классы онлайн запускать недавно. Конечно, эффект намного больше, спору нет, ты быстрее продвигаешься. Ты получил информацию из Интернета, ты не знаешь, почему так рассказывает человек, ты не понимаешь его мотивов. Я не говорю о простой работе с камерой, поставить какие-то настройки и какое поставить стекло и с какой стороны поставить свет – это все фигня и все понятно будет, это все просто. А вот именно как человек работает, ты не поймешь через онлайн-классы и видео обучение. Очень важно иногда бывает позадавать вопросы, такая обратная связь. Ты просто получишь информацию намного быстрее, полнее, больше, ты быстрее сможешь двинуться дальше. Но ты решай сам. Хочешь двигаться сам, своим опытом – это тоже хорошо, это хороший путь, когда ты сам движешься, развиваешься, допускаешь ошибки, берешь какую-то информацию. Но если ты хочешь что-то взять быстрее, и тебя кто-то конкретно интересует, лучше конечно пообщаться вживую, сходить на классы, заказать индивидуальное обучение. А стоит это денег? Конечно, стоит. Человек тратит свое  время, свои знания отдает, свой опыт. Конечно, это стоит денег, я не спорю, но вы покупаете технику, вы же деньги вкладываете, вы покупаете ноутбуки, вы деньги вкладываете. Вложите деньги в себя. Если хотите быстрее продвинуться, это как купить после объектива старого Canon 2.0 сразу же 1.2, ты сразу другую картинку получаешь. Да, ты потратился намного больше, но ты понимаешь, что это того стоит.

 

Юрий Стахов: Еще вопрос вдогонку по поводу ню и красоты женского тела. Я думаю, тебе задают этот вопрос часто. Как относится твоя половина к этому?

Дан Хечо: Все зависит от того, насколько зрелый ваш партнер. Это вопрос из другой области, и к фотографии вообще отношения не имеет. Это то, как люди умеют жить вместе, как воспринимают друг друга, умеют ли они любить друг друга и доверять. Потому что отношения – это, прежде всего, любовь. Любовь между людьми – это доверие, а не недоверие. Когда доверяешь человеку, ты его отпускаешь, он всегда будет с тобой, он не уйдет – это факт проверенный. Говорят, что ревнует-любит, я бы сказал наоборот, ревнует – значит, не любит. Когда ты человека любишь, ты ему верен.

 

Юрий Стахов: Ты заинтересован в его развитии, а не в ограничении его в чем-то.

Дан Хечо: Естественно. И если у тебя половина нормальная, то она не будет никогда тебя ревновать. Она может походить на съемку, посмотреть, что там ничего такого не происходит страшного. Конечно, ревность может быть в процессе съемки, если девушка или жена ревнивая и у вас еще отношения не сложились, не созревшие. Человек не уверен в себе, получается. Он не уверен в вас как партнере. И попытки ревности – это означает то, что человек еще не созрел для того, чтобы быть в нормальных отношениях. Такое у нас везде и часто, этого очень много, мало кто умеет грамотно жить и строить отношения партнерские. Но вам нужно увидеть, если человек не меняется в плане ревности, то стремится не к чему. Это должна видеть девушка, когда она с вами знакомится или жена, когда она выходит за вас замуж, если она вам доверяет, то все окей. Если есть ревность, надо пытаться либо развивать своего партнера, если он согласен и готов, поддается, либо менять отношения. Потому что если человек не хочет меняться, то значит тут что-то не то, скорей всего, это сложные отношения.

 

Юрий Стахов: Это очень глубокий ответ. Ты сейчас очень много даешь мастер-классов за границей. Как выйти на заграничный уровень? Нас смотрит много начинающих фотографов, много опытных фотографов, всем интересно снимать за границей. Это прям какой-то культ сейчас, как мне снимать за границей, если я снимаю за границей, значит, я признан. Как ты выходил на заграничный уровень? Почему фотографы хотят тебя приглашать, и как так сложилось, что ты путешествуешь сейчас, фотографируешь?

Дан Хечо: Заграница не панацея, конечно. В основном хочется поснимать тем, кто там не был, посмотреть, познакомиться, что там происходит, конечно, всем интересно. Везде кататься, все смотреть – я понимаю, сам такой, почему нет? А вопрос в том, как выходить и все остальное… Я думаю, что тут нет универсальных советов. Как каждый человек индивидуален, так и фотограф. Есть общие вещи, которыми можно пользоваться, схемы, но в итоге все равно все приходят к своим наработкам. Кто-то просто уезжает, пытается жить там, искать работу фотографом, таких очень много знаю, потому что я катаюсь сейчас, все мастер-классы проходят за рубежом. Я не ориентируюсь в плане ни съемок, ни обучения на наш рынок, где я работал очень много, ни на Россию, ни на Украину, хотя я и русскоязычный фотограф, и клиентов было достаточно, потому что платежеспособности коммерческих рынков остального мира намного выше, чем наших, и людей там живет намного больше, чем в наших странах. Поэтому, конечно, спрос там больше. Как выходить? Что и как делать? Пару советов могу дать, конечно, но учитывайте, что все индивидуально. Я уже сказал, что кто-то пытается уезжать, кто-то пытается у нас на сайтах, страничках искать, что я еду на съемки. Если вас там не знают нигде, и вы пытаетесь просто снимать, то написав в своих блогах, страничках, что вы берете фотоснимки  и едете, чаще всего, вы там особо дорогих съемок не найдете. Это будут копеечные съемки, как правило, по 100-200 евро, особо вы не заработаете. Можно найти, может кому-то повезет, кто-то дал – хоп, повезло. У меня идет достаточно целенаправленная работа на рынке в плане обучения, классов. Я нигде не позиционирую даже, что я хочу снимать. Снимаю, но довольно немного. Я снимал свадьбы за рубежом, снимал наши на выезде, были пары из Питера, снимал их в Италии, во Франции. Был у меня заказчик американский свадебный фотограф, я снимал свадьбу под Вашингтоном, к нему летал, он оплачивал мой гонорар. Это было порядка 4000 тысяч долларов, под Вашингтоном снимал свадьбу. Хорошие ребята, интересные, вся свадьба была очень интересная, полностью иудейская. Есть и такие клиенты. Но, сейчас в основном идет в основном контакт на обучение, на передачу своих знаний на Запад. Конечно, сложно, что язык английский, никуда не денешься. В основном у меня работа идет через Facebook, Instagram, мои подписчики followers. Конечно, нужно как можно больше картинок постить. Не будешь постить, не будет followers, это понятно. Сейчас еще есть ВъюБак ресурс, старый. Но там не знаю, что-то есть или нет, скорей по инерции и Facebook, Instagram, конечно. Сайт ВКонтакте, я сейчас пользуюсь им в основном для общения с нашими моделями и все, я вешаю рекламу там, но на обучение особо не рассчитываю и на съемки. Но постить нужно фотки прежде всего на западных ресурсах. С моей темой на Facebook, Instagram очень сложно, запрещено ню, и поэтому у меня все закрыто пикселями.

 

Юрий Стахов: Да, да. Как в Facebook? Не банят?

Дан Хечо: У Facebook вообще очень странная политика, у меня этим занимается менеджер, уже больше года ведет мою страничку, общается, создает event’ы. сейчас достаточно просто, сами находим участников, места и все организовываем. А есть организаторы, которые все это делают.

 

Юрий Стахов: А Facebook банит твои картинки или ты зарисовываешь?

Дан Хечо: У меня они закрыты. Но все равно у Facebook когда начинаешь очень много везде постить, он начинает понижать рейтинг твоей страницы и удалять фотки с профилей, считает тебя спамером. При чем, как можно постить фото в группах, если ты спамер, бред получается. Вот такая странная политика у Facebook.

 

Юрий Стахов: Ты прикрытые выкладываешь фото?

Дан Хечо: Конечно. У меня закрыто это пикселями, у меня есть фотки не только ню. Я провожу и fashion-классы, как ни странно.

 

 

Юрий Стахов: Ну и политика в этом отношении, да?

Дан Хечо: У меня все профили на Facebook подтверждены с документами и Instagram, чтобы удалить меня не удаляют, но могут заблокировать на какое-то время. У меня все фотографии закрыты пикселями, все места. При желании ты можешь найти даже порно на Facebook, если порыться, но art почему-то они банят, причем, это закрытый art. Это все из-за жалоб. У тебя могут быть доброжелатели, в кавычках, и они будут постоянно строчить на тебя жалобы, это приходит часто автоматически. Пожаловалось энное количество – забанили. Меня на Facebook много банили, на неделю, на месяц, на два месяца, что я не мог сообщения отправлять. Сложность с этим есть, именно с ню продвижением. Свадьбы, я думаю, вообще не проблема, fashion — тоже самое. Это специфика ню продвижения, что и обучение и съемки сложно продвигать через Facebook и Instagram как западные соцсети, но без них никуда. И сейчас мы с менеджером делали серию мастер-классов по Европе, у меня было пять классов – это Венеция, Рим, Барселона, Вена, еще в Будапеште был мастер-класс и потом еще Цюрих, шесть городов. Это все было за месяц.

 

Юрий Стахов: Получается странная политика в мире по поводу того, что ты показываешь красоту, не показываешь ничего плохого, ты показываешь природную красоту женщины и получается нельзя этого делать?

Дан Хечо: Мне кажется, нужно научиться делить в мире эротику и арт – это разные вещи, принципиально разные по воздействию на человека. Когда ты смотришь эротическую картинку, если ты мужчина, у тебя соответственно все приливает, тебе хочется то, что ты видишь. Оно должно срабатывать так по физиологии, если там все в порядке сделано и у тебя все в порядке со здоровьем. А если ты смотришь на арт, у тебя не должны просыпаться чувства где-то там внизу, ты просто думаешь: «Блин, как красиво, хочу посмотреть». Это совсем разное воздействие на человека. Как это классифицировать и делить? Не знаю. Опять же, все люди разные. На кого-то эта картинка будет воздействовать так, а на кого-то по-другому. Поэтому найти общую классификацию очень сложно и упростили всю эту схему, все, что связано с открытыми частями человеческого тела, давайте будем банить. Хотя человек – это такая же часть природы как речка, озеро, есть куча нудистов. Меня в Барселоне удивило, люди ходят вообще без ничего на нудистском пляже загорают…

 

Юрий Стахов: Франция, Испания очень развиты в этом отношении.

Дан Хечо: Везде куча такого, но там пляж не ню, но мужики ходят вообще без ничего. Мне без разницы, я не против красоты человеческого тела, поэтому странно, что в Facebook банят.

 

Юрий Стахов: Слушай, а чем заграничные фотографы отличаются от украинских? Есть какое-то различие?

Дан Хечо: Да, наверное, есть. У нас в СНГ, России, Украине: «Ой, какие хорошие фотографы, классно снимают». А у них, особенно ярко это выражено у немцев, у итальянцев чуть меньше, очень много followers именно моего творчества, очень много если брать Европу в Италии и в Германии, хотя они совсем разные. Очень много в Бразилии, потому что я в Бразилию два раза ездил, меня приглашали, в Штатах очень много, но Штаты – это штука многонациональная. Но если брать Европу, то основная масса фотографов привыкла учиться по классической схеме. Есть определенная информация по фотографии, книжки по фотографии, это все хорошо, они дают отличную технику, базу. Но у них очень сложно с экспериментами, особенно у немцев, их научили, снимаем только на открытой диафрагме, с таким светом, с таким импульсом. Человек показывает что-то другое: «А что так можно?», — конечно так можно. Они удивляются многие, не все конечно, но основная масса. Им интересно, меня приглашают, потому что им нравится мой подход к съемке, к подаче, к ню, кому-то цвета интересны, еще что-то. Когда я обучаю мастер-классу, не все понимают суть, что когда я показываю, как работать с цветами, измененные цвета, многие упускают информацию, что не нужно это все применять к свадебным съемкам. Это хорошо для развития видения вашего цвета, для колористики, для арт – отлично. Вы можете через эту колористику выражать свое внутреннее я. Я, когда объяснял, показывал свадьбы, лучше пользоваться натуральными, нормальными цветами, потому что это классическая свадебность.

 

Юрий Стахов: Здесь ничего не поменялось…

Дан Хечо: Да, именно свадьбы очень редко давал соединенными цветами. Это было буквально несколько съемок свадебных, где меня просили специально сделать такие цвета, я их делал, но все остальное было в обычных. Поэтому эксперименты с цветами, то же самое западные фотографы, им интересно посмотреть как это все делается, отличаются от наших, в  основном у них меньше склонность к экспериментированию, у наших больше, у нас творческие вещи больше в чем-то открыты.

 

Юрий Стахов: У нас, наоборот, меньше школ, которые ограничивает? Такие классические школы фотографии. Фотограф берет в руки камеру, начинает экспериментировать, пробует, что-то делает и в итоге рождается фотограф.

Дан Хечо: Наверное, да. Кстати, очень похожи наши страны, российский и украинский рынок. У нас в 2011 году, когда я начинал активную деятельность в плане мастер-классов такая же ситуация в Бразилии сейчас происходит. Там тоже очень много фотографов, все на камеру, очень большая страна, она больше чем Украина и Россия вместе взятые, там 220 миллионов живет. Там сейчас огромный рынок, поэтому кто чувствует, что он хорошо, крепко снимает – езжайте в Бразилию, виз не надо.

 

Юрий Стахов: Прикольно.

Дан Хечо: Там есть, где двигаться.

 

Юрий Стахов: Кто тебя вдохновляет? Может быть, ню фотографы, может быть портретные фотографы, fashion фотографы? Где ты черпаешь вдохновение?

Дан Хечо: Вопрос стандартный, но у меня ответ в чем-то тоже стандартный, в чем-то нет. Я люблю смотреть разных фотографов, мне интересно творчество разных людей, но я смотрю не для вдохновения, а для того, чтобы посмотреть, как их внутренний мир устроен. Я могу с удовольствием смотреть на разных фотографов, на того же Хирмана Нютона, к примеру, и на Яна Соудека. Абсолютно разное понятие красоты, эстетики, внутреннего мира, но, я никогда не буду снимать ни как один, ни как другой. Я не буду пытаться им подражать. Не могу сказать, что я беру у них вдохновение, но мне это интересно. Вдохновение мне дает больше красота, в основном живопись. Я приезжаю в какой-то город, стараюсь идти в музей, в Париже – Лувр, в музей Прада, в Эрмитаж в Питере и так далее. Беру вдохновение из живописи. То же самое по цветам, для меня фотография всегда была, прежде всего – это свет. Свет, поэтому я ч/б в основном снимаю сначала, цвет я уже потом добавляю свой.

 

 

Юрий Стахов: Рисунок ты так делаешь?

Дан Хечо: Стандартный метод, но он прекрасно работает. Мне интересно смотреть на разные цвета, на разные видения эстетики. Насчет цвета, просто офигенно делал, мало, кто сейчас так делает, есть такой известный американский fashion фотограф Эрик Мардиган, он работает именно не светом, а цветом, называет себя «колорист». Настолько интересные цветовые решения, советую посмотреть.

 

Юрий Стахов: А тебя можно назвать колористом?

Дан Хечо: Не знаю, мой друг из Греции, он мою подачу цветов называет олиграхомия, когда берется один или два цвета основных, но опять же я не люблю перенасыщенных цветов. Колористика может быть та, что мне близка, какие-то основные два тона теплые, холодные и с ними работать, оттенки могут быть разные. Это не совсем колористика, но как вариант, скорее эмоциональной подачи возможен.

 

Юрий Стахов: Скажи, а те цвета, которые у тебя в твоем творчестве отображают твой внутренний мир? Они приглушенные, неопределенных оттенков. Ты так и воспринимаешь то, что снимаешь?

Дан Хечо: В какой-то мере, да. Они передают мое ощущение колористики, это именно передача настроения, именно  цветового. Хочу сказать, что при съемке самое главное – это свет, но цвет носит именно мое настроение, то, что я уже снял. Вижу я так мир или нет не могу сказать, но именно свое творчество я так вижу, именно арт, когда я четко понимаю, что я хочу показать.

 

Юрий Стахов: Это элемент твоего бренда. Тебе нравится такой цвет, ты его делаешь уже 10 лет.

Дан Хечо: Это элемент человека, когда ты сложился… Меня удивляют фотографы, которые где-то в Интернете пишут: «О, чего у вас время одни и те же цвета? Что-то новенькое хотелось бы». На это есть очень простой ответ. Когда человек сформировался, сложился, и он знает, что он делает и зачем, ему нет смысла что-то просто так туда вносить новенькое. Например, цвета могут меняться по оттенкам, но в каких-то рамках. Есть рамки стиля, которые ты для себя выбрал, это отражение твоего внутреннего мира, прежде всего.

 

Юрий Стахов: Это очень крутая тема. Можешь сказать ребятам, я просто обучаю много фотографов сейчас и стараюсь объяснить, что нужно привести свою фотографию к какому-то стилю, хотя бы к оттенкам.

Дан Хечо: Для этого нужно понять, кто ты внутри, кто ты есть. Очень важно привести это к тому, что ты чувствуешь. Представьте себе, что художники Возрождения Эрмер, Да Винчи начали бы в одних цветах делать, потом в других, потом в третьих. Они знают, чего хотят, знают как это сделать. Я знаю, чего я хочу, знаю, как это сделать, это отражение того, что я хочу, что я вижу. Очень важно, чтобы вы делали не то, что вам кажется. Я понимаю, что поэкспериментировать хочется всем, разные вещи, разные цвета, но когда вы уже сложились, поняли, что вы хотите, то стоит делать эксперименты в рамках стиля, потому что стиль – это вы, это ваше «я». Что-то новое всегда можно попробовать, но если оно будет выбиваться из вашего мира, вы это поймете и не будете делать. Вы все равно придете к тому, что вам близко. Потому, самое важное делать эксперименты, но понимать для чего. Если у вас уже сложился ваш внутренний мир, стиль, то четко его придерживаться. И то, что пишут всякие комментарии, почему все одно и то же – это нормально, что именно одна подача, одно и то же, потому что это ваш стиль. Фотографии – это не одно и то же, фотографии всегда будет разные: разное настроение, разный цвет, разное видение фотографа, даже разная оптика. Но если одинаковая колористика и она четко сложилась – это неплохо, потому что это ваше настроение, ваш мир. Вы можете что-то менять, что-то прибавлять, что-то убавлять, но очень важно, если поменяется ваш внутренний мир, изменятся и ваши фотографии. Если вы будете развиваться, расти, это у нас у каждого происходит, у меня он тоже меняется и мои фото тоже чуть-чуть меняются. Может быть, сначала это не видно, но если посмотреть первые фото лет 7-8 назад или 10 лет назад – они совсем другие. Человек меняется, абсолютно меняется.

 

Юрий Стахов: Я люблю приводить пример, что вы покупаете браслет Тиффани и ожидаете, что к вам придет много бирюзовых коробочек, а к вам приходят синие коробочки. То есть, клиент тоже ожидает от тебя какого-то стиля. Он видит, ему нравится, он заказывает. Это твой бренд, это элемент твоего бренда и он ждет этой узнаваемости, потому что ему нравится то, что ты делаешь. А если ты отдал один раз фиолетовые, второй раз бежевые, третий раз серобуромалиновые…

Дан Хечо: Тогда еще не определился, что ты хочешь. Когда ты понимаешь, чего ты хочешь, то ты не будешь задавать глупые вопросы, не будешь писать глупые комментарии, ты просто будешь заниматься тем, что ты делаешь, что ты хочешь в Интернете. Поэтому в плане общения наших форумов, каких-то сайтов фото, может сетей, я всегда с улыбкой отношусь ко всяким комментариям. Я нигде никому ничего не пишу, потому что мне это не интересно, я знаю, что я делаю и чем занимаюсь. Если мне начинают писать комментарии, сейчас больше всего глупые пишут, я просто их молча удаляю, потому что если мне будет интересно мнение – я спрошу. Если мне не интересно, зачем его писать? Если вам не нравится фото – это не проблема, Интернет огромный, найдите то, что нравится и смотрите. Я не претендую на то, чтобы нравится всем. Я же не доллар, как говорится, чтобы всем нравится. С теми, кому интересно, мы можем пообщаться, я всегда отвечу на вопросы-ответы, кому не интересно, лучше просто проходите дальше.

 

Юрий Стахов: Скажи, пожалуйста, как ты видишь вообще развитие фотобизнеса в Украине? Направление семейной съемки, свадебной съемки, арт съемки, fashion съемки, ню съемки? Куда движется страна? Твое мнение.

Дан Хечо: Мне сказать сложно, потому что я не занимаюсь анализом фотобизнеса в Украине, я больше ориентирован на обучение на западном рынке. В плане отраслей, детская, семейная, свадебная, макро, ню – это все будет развиваться. Это зависит от тех людей, которые развивают, та же food съемка, если ты любишь то, что ты делаешь, у тебя будет всегда получаться, и к тебе будут приходить клиенты. Главное, чтобы ты с любовью относился, кто-то любит макро – отлично, кто-то свадьбы – замечательно. Просто, если вы будете ориентироваться только на деньги, на заработок, он к вам будет идти очень тяжело, долго и сложно, если вы будете ориентироваться на процесс, заработок придет намного быстрее, как ни странно. По Украине мне сложно сказать, как сейчас позиционировать себя в плане коммерции, потому что я в них сейчас не позиционируюсь, но самое главное – делайте то, что вы делаете с любовью и больше постите в разные сайты, сети и все остальное. Чем больше будет вас, тем лучше. И самое главное, если вы понимаете, что что-то где-то не хватает, не бойтесь учиться: платно, бесплатно – не важно, как можно больше получайте информации. Я точно так же стараюсь где-то что-то смотреть, это процесс безостановочный, никто не может сказать, что он знает все и умеет все. Мы все в процессе.

 

Юрий Стахов: В продолжение этого вопроса есть такое направление, как пленочная фотография. Как ты к ней относишься? Снимаешь ты на пленку или нет? И дальше хотел поговорить про зеркалки, мобильные телефоны. Как ты видишь тренд? Может, фотография будет вообще умирать, трансформироваться? Что будет происходить?

Дан Хечо: Пленочная фотография, отношусь хорошо, но не снимаю. Долгий для меня этот процесс, давно очень снимал в детстве. Считаю, что это классно, круто и хорошо. У кого действительно есть время – вперед, буду смотреть с удовольствием. В плане мобильной фотографии… Это классно, но на серьезные коммерческие продукты я не считаю, что мобильная фотография должна рассчитывать на клиентов. Серьезный журнал или свадьба никогда не закажут человека снимать на мобильный телефон, если он даже очень круто на него снимает. Потому что качество, все таки, материальчика не то, что на хорошей камере. Да, красиво может, картинка шикарная по цвету, инстаграмчик прокатит, а что-то коммерческое, серьезное – вряд ли.

 

Юрий Стахов: А беззеркалки?

Дан Хечо: Беззеркалки – это отличная ниша. Разница зеркалки, беззеркалки не настолько большая, там зеркало есть, а там нет.

 

Юрий Стахов: Умирает беззеркалка?

Дан Хечо: Я не думаю, что умирает. Зеркалки будут все равно, просто беззеркалки займут большую нишу, потому что они легче, проще, дешевле, почему нет? Может, когда-то и уйдут зеркальные камеры, как все меняется, как динозавры, но тем не менее. Все будет зависеть от хорошей оптики, если у зеркалки будет отличная оптика. Но все больше и больше зеркалки будут уходить со временем, что-то будет оставаться, конечно.

 

Юрий Стахов: А вот еще такая штука, как автоматизация всех процессов. Не автоматизируют ли фотографию? Дроны, роботы…

Дан Хечо: Как я говорил, для меня это прежде всего творческий процесс. Творческий процесс робот, к сожалению, сделать не может никак, хоть тресни, хоть робот, хоть биоробот. Это именно творчество.

Юрий Стахов: А какие-то направления фотографии? Допустим, репортажную съемку, ивенты, может быть, когда по периметру поставят 50 камер, они все заснимут и выведут?

Дан Хечо: Все, что касаемо не творческой съемки – можно. Все, что связано с личностью человека автоматизировать нельзя.

 

Юрий Стахов: Спасибо тебе огромное. Очень, на мой взгляд, интересно, информативно, очень необычно, потому что глубокие вопросы мы затронули, которые не всегда даже про фотографию, но они про личность, про развитие личности. Очень приятно было пообщаться, спасибо тебе огромное.

Дан Хечо: Взаимно.

 

Юрий Стахов: Расскажи, пожалуйста,  про мероприятия, которые в ближайшее время будут проходить в Украине.

Дан Хечо: Вообще в Украине очень редко что-то делаю. У меня была год назад летом школа на месяц, сейчас договорился с теми же организаторами, студия F11, они хотят сделать класс, это будет 29-30 октября, это будет класс по съемке ню и класс по обработке. Кто хочет – приходите, пожалуйста, записывайтесь на F11 студии. У них сайт есть, можно там найти всю информацию.

 

Юрий Стахов: И информацию можно найти на твоем сайте, Facebook?

Дан Хечо: Да, они хотят сделать школу на месяц, опять же в Киеве, если интересно, я буду делиться знаниями, почему нет?

 

Юрий Стахов: Круто. И напоминаем, что 25-26 ноября Дан Хечо будет выступать у нас на конференции, я безумно этому рад и буду рад послушать. На мой взгляд, будет очень круто и интересно. Все, спасибо тебе огромное, до встречи.

Дан Хечо: Спасибо, до встречи.