Стахов Юрий: Друзья, всем привет! Мы продолжаем нашу рубрику «Будь в тренде». Меня зовут Стахов Юрий, с нами сегодня Антон Чернов. Сегодня мы поговорим о фотографии, о молодых представителях фотобизнеса Украины, о том, как можно зарабатывать на фотосъемках, в каких направлениях, что вообще происходит с фотобизнесом. Будет интересная беседа, поехали!

Много с тобой общаемся, много интересных тем поднимаем, периодически созваниваемся, периодически вы участвуете в наших конференциях, периодически задаете вопросы по технике Фуджи, поэтому, очень рад, что ты пришел к нам в гости!

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

  Чернов Антон: Взаимно, дошел, наконец-то.

  Стахов Юрий: Да, у тебя нет времени, потому что ты много работаешь. Расскажи, пожалуйста, чем ты сейчас занимаешься, чтобы ребята, которые читают, могли сложить себе какую-то картину. Какие у тебя направления в фотографии? На чем ты сейчас зарабатываешь?

  Чернов Антон: Я люблю экспериментировать, и на каком-то этапе фотосъемки также были для меня экспериментом. Но это было очень давно, потому что я сколько себя помню, все время занимаюсь фотографией в той или иной среде, но всегда. Первая фотостудия у меня была в 22 года.

То есть, 8 лет, получается я занимаюсь фотостудийным бизнесом. Началось все с того, что по профессии я рекламщик, делаю графику, у меня художественное образование, что помогает в фотографии. И, так случилось, что на каком-то этапе мне понадобилось делать свой контент для рекламы.

Тогда это совмещалось с хобби и постепенно наворачиваясь, выросло в небольшую студию. Когда уже была студия, появилась потребность в студийной фотографии. Это уже была студийная фотосъемка, модельная фотосъемка, модельные тесты, модельные агентства.

Позже, я в агентствах несколько курсов вел именно по модельному позированию и довольно успешно. Это иногда перерастало в какие-то мастер-классы по фотобизнесу, фотографии, но это было все на местном уровне. Это не афишировать заранее. Если была потребность, запрос – организовались, провели.

 

  Стахов Юрий: Ты рассказал вкратце свой путь, как ты пришел в фотографию, почему. Какие направления фотографии, которые для тебя сейчас интересные, в которых ты себя видишь и непосредственно работаешь?

  Чернов Антон: Именно сейчас это уже рекламная фотосъемка. Это вернулось. Прошел круг, я все попробовал и графику, и обработку, ретушь, коллажирование, везде поснимал, и вернулся в рекламную съемку. Даже в свадебных фотосъемках у меня был этап около 5 лет. Это большой опыт.

 

Стахов Юрий: Ты делал свадебные фотосъемки?

Чернов Антон: Да. Последние 2 года у меня были свадьбы в Киеве. Они кардинально отличались от тех, что я снимал раньше в провинциях. Но сейчас у меня идет все-таки рекламная фотография. Это и конкретные задачи от клиента, просчеты, сметы, уже более серьезный уровень.

 

 Стахов Юрий: А что ты вкладываешь в понятие «рекламная фотография»? Что ты снимаешь? Расскажи о паре заказов.

Чернов Антон: Это может быть конкретная портретная студийная съемка для офиса, для работников офиса крупных компаний. Это имиджевая съемка. Потому что обычными фотосессиями, как это сейчас делают за 1000-1500 в студии на часик, не заработать сейчас никак.

А в рекламной фотографии совсем другой поток. В ней очень-очень много работы. Я выбрал путь, когда я долго готовлюсь, много вкладываюсь в съемку и получаю небольшое количество продукта, но оно качественное. Работаю не на количество, а на качество. Это переросло со временем. Я понял, что это было уже необходимостью.

 

  Стахов Юрий: Кроме бизнес-портретов, еще какие-то штуки, например, каталожка для швейников, обувь, еда – что ты еще снимаешь?

  Чернов Антон: У меня было несколько заказов для Амазона, было несколько каталожек, для модельеров я снимал порядка года, несколько модельеров, лук буки. Это все интересно, прикольно, классно, но занимает очень много времени.

 

  Стахов Юрий: То есть, сейчас ты выбрал направление бизнес-портрета?

  Чернов Антон: Да, сейчас я выбрал направление, которое мне интересно и как фотографу, в проявлении себя, и в плане заработка денег. Потому что просто зарабатывание денег на данном этапе меня уже не особо интересует.

 Два направления для себя,как фотографа.

 

  Стахов Юрий: Можешь рассказать об этих двух направлениях? Одно, ты говоришь, для себя, как для фотографа, второе для зарабатывания. Давай начнем с зарабатывания, потом перейдем к интересу.

  Чернов Антон: Зарабатывание – это когда я иду снимать каталожку, забиваю под это пару дней съемок, становлюсь как конвейер, нажимая на фотоаппарат. Ничего не меняется, ничего не происходит, для меня это просто время, а потом для меня это еще время обработки, ретуши. Можно нанять ретушера, есть у нас ретушеры в студии, но как фотограф я не могу себя там проявить, так как это луки.

Это может делать фотограф даже спустя год после того, как он взял фотоаппарат. Он может это делать качественно и может даже в некоторых моментах качественнее меня, потому что у него будет свежий взгляд, а у меня он заангажирован. Я смотрю на это со стороны даже художественного образования, а оно там не нужно.

 Как создать и развить свою студию?

 

  Стахов Юрий: Ты говоришь «у меня в студии». У тебя есть студия сейчас? Это уже не первая студия?Чернов Антон: Это уже не первая. Уже лет 8 у меня именно опыт работы в студии, и не просто опыт. Это всегда было еще подвязано под коммерческую составляющую, под сдачу в аренду студии. Все мои студии отличались тем, что они интерьерные, более винтажные и натуральные.

 

  Стахов Юрий: А сейчас какая у тебя студия?

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

  Чернов Антон: Сейчас у меня студия F11 в центре города. Эта студия занимает 2 этажа в старом особняке, и в нем максимально приближено к натуральному интерьеру. Это не просто декорации из пластика, бревен, досок – это настоящая деревянная мебель, отделочные материалы, дорогие ткани.

 

  Стахов Юрий: А сам студийный бизнес, как ты его сейчас расцениваешь? Рынок в Киеве, к примеру. Я вижу тренд, что очень успешные студии с естественным светом, потому что никто не хочет и не умеет работать с искусственным, не хочет в этом разбираться.

Прийти поснимать семью на фоне камина от окна – это самое популярное, что есть в Киеве. Таких студий открывается много. Я видел несколько статей, сколько стоит открыть фотостудию, это не маленькие деньги, и по сути, это бизнес субаренды. Ты берешь помещение в аренду, делаешь в нем ремонт и сдаешь его.

  Чернов Антон: В любом случае, это еще и бизнес по организации процесса. Как бы это не казалось просто – открыть студию, сделать ремонт и получать деньги – это жесткий миф, и из-за это мифа по статистике 80% студий больше года не живут. Они открылись, поработали и поняли, что это мало – просто открыться и сказать: «У меня студия есть!»

Это все-таки еще обслуживание фотографов, обслуживание клиентов, работа с агентствами, работа с организаторами, с брендами. В Киеве много есть представительств брендов и все они много снимают – журналы, одежду, вещи. Все они снимают в студиях, и если не будет с ними прямого контакта, то они никогда не придут в эту студию.

 

  Стахов Юрий: Поверхность бизнеса – это ты пришел, поснимал, заплатил аренду, классно, приходите все ко мне, но внутри есть еще много бизнес-процессов, которые нужно настраивать, и это непростой бизнес, да?

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

  Чернов Антон: Это общение с клиентов, прежде всего. Мы знаем, что есть много студий, много классных студий, но в них не особо хорошо поставлена (это ни в коем случае не камень в чужой огород) работа с клиентами. Работа с клиентами – это администрирование, прежде всего.

Я сам часто хожу по студиям и знаю это не понаслышке, и как это все происходит. Есть студия, в которой просто все класс, супер, но сам процесс общения немножко угнетает, а должно быть наоборот.

 

  Стахов Юрий: Есть огромный рынок фотостудий, возьмем Киев. Просто сумасшествие. Я очень рад, что во многих городах Украины еще нет студий с естественным светом – просто можно брать и открывать, потому что есть безумный спрос. В Киеве огромная конкуренция, которая порождает более высокий уровень сервиса. Такое количество открытых студий порождает создание новых, в которых уровень сервиса растет. Это становится таким успешным проектом.

  Чернов Антон: Абсолютно верно. Я никогда не смотрю сквозь зубы на новые студии, которые открываются. Еще не открылась ни одна новая студия, которая хуже предыдущих. Это круто. Это уровень, к которому потом подтягиваются все, и к уровню цен, оборудования, обслуживания, интерьера.

Нет абсолютно одинаковых двух студий, которые были бы альтернативой для фотографов, которые этим зарабатывают, не для тех, кто просто пошел сделать фотосессию подруге. Такие тоже есть. А для тех, кто пришел туда заработать, поработать по конкретному заданию, запросу, и сделать тот продукт, который он заранее спланировал, а не тот, который получится.

 

  Стахов Юрий: Ты бы сейчас открывал новую фотостудию?

  Чернов Антон: Я продолжаю открывать студии, потому как студия – это комплекс студий всегда. Любая студия состоит из нескольких залов, и каждый зал – это отдельная студия. Буквально 3 месяца назад мы открыли новый зал, очередной.

 

  Стахов Юрий: А почему «F11»? Что это за название?

  Чернов Антон: Ты как фотограф меня об этом спрашиваешь или ты пытаешься рассказать это другим людям? У меня студия планировалась, как студия с импульсным светом. И потому что мы снимаем в студии с импульсным светом, мы вынуждены прикрывать диафрагму, чтобы получалась классная рекламная картинка, и эта диафрагма, как правило, F11. Это такой подтекст. Мне кажется, чем проще, тем лучше, и название студии абсолютно не имеет значения. Главное, как она ассоциируется.

 

  Стахов Юрий: Может быть каверзный вопрос, но читают разные люди, может им интересно, сколько стоит открыть свою фотостудию? Я не лезу в этот бизнес, я понимаю, что для меня это будет расфокус потому, что у меня есть обучение и я им занят.

Но, я мечтаю открыть более масштабный проект – на несколько этажей, и чтоб там были не только студии, а еще и много всего для фотографов. Сколько вообще стоит открыть свою фотостудию, запуск зала? Если есть такая информация и ты можешь поделиться… я думаю ее ведь можно найти в сети?

  Чернов Антон: Все что я находил в сети, это все смешная информация. Я не буду говорить, что она плохая, но она смешная. Она абсолютно не привязана к реальности. Это все типа бизнес-планы тех, кто, наверное, никогда в бизнес-студиях и не был, или был там пару раз в жизни.

Сама студия, как бы это не казалось странным, всегда привязана к помещению. Сама студия без помещения из себя ничего не представляет. Это просто набор оборудования, набор мебели, набор фонов и прочего. И, именно сама студия, это, прежде всего, локация.

Основываясь на локацию, опираясь на нее, на ее окружение, интерьер, стиль – уже можно обустраивать. Как мне кажется, те, кто открывает студии из числа 80%, которые закрываются, даже не анализируют рынок студий. Поэтому они, собственно, и закрываются. Они посмотрели какой-то ролик на Ютубе фотографа, которому нужен контент просмотров на своем канале «Как открыть студию за 5000 у.е.» и пошли открывать. Думают: «О, 5000 у.е. Пойду займу где-то и куплю оборудование».

 

  Стахов Юрий: А сколько, по-твоему, стоит это все? Или она может стоить и 5000, просто нужно много вложений и усилий дальше это все поддерживать, раскручивать, коммуницировать?

  Чернов Антон: Мне кажется, абсолютно не может быть никакой стоимости фиксированной. Это все равно, что говорить о том, сколько стоит сделать ремонт в доме. Это может быть мебель, это может быть просто ремонт стен – выкрасить в разные цвета, это может быть ремонт в ветхом доме, который нуждается в ремонте, а может быть в новострое. Это могут абсолютно разные критерии.

Есть критерий именно самого оборудования. Оборудование может стоить фиксированных денег, и то, диапазон есть от дешевого до топового.

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

Оборудование студии должно быть привязано под стиль и масштаб студии. Если открывается студия для съемки деток с детскими декорациями, то в ней не нужно топовое оборудование. В таком случае нужен классный декор. Декор не попсовый, не тот, который есть дома у этих же родителей – он должен быть офигенный.

Он должен быть эксклюзивный. И тогда эта студия будет работать. Оборудование – это вторичный вопрос, потому как детские фотографы не то, чтобы не умеют пользоваться оборудованием – им все равно. Им важна декорация и чтоб родители этих деток были довольны.

 

  Стахов Юрий: А если профессиональная съемка фэшн для какого-то журнала, тогда уже…

  Чернов Антон: Тут уже начинается… У меня изначально было не топовое оборудование. Это было хорошее оборудование, среднего уровня. На него приходили топовые фотографы, но это было типа «а можно мы свое принесем что-то». Были мощные, хорошие, дорогие вспышки, дороже 1000 у.е. Примерно, 800 у.е. за один источник. Но фотографы говорили, что там неровный свет. Может где-то там и был какой-то момент, но это было абсолютно некритично.

Скорей всего человек просто привык работать с каким-то оборудованием и ему не очень приятно работать на оборудовании классом ниже. Все вспышки делают одинаковый свет. Это свет может быть немножко разным. Его может отличить только фотограф, не редактор, не ретушер, не заказчик, ни в коем случаем.

Его отличит только фотограф. И когда фотограф сомневается в оборудовании, прежде всего это волнует только его. А так как мы делаем фотостудии для фотографов, основные заказчики это фотографы, то естественно, мы стараемся прислушиваться к ним. Мы апгрейдились до топового оборудования.

 

  Стахов Юрий: Я слышал, что нужно Profoto в студию ставить.

  Чернов Антон: Не то, чтобы нужно не нужно. На данный момент есть три топовых мировых бренда, под которые все бренды подстраиваются. Это как в среде телефонов есть iPhone, Samsung, что-то еще, а остальные, типа Huawei, Meizu подтягиваются. И получается, что все равно есть выбор.

Выбор чем должен быть обусловлен? Обязательно представительством в стране, потому как любое оборудование ломается. Ремонтировать оборудование могут только те люди, которые его продают. Почему так происходит?

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

Потому что это очень узкий сегмент оборудования и эти запчасти… это не запчасть на автомобиль. Это как эксклюзивный автомобиль. Его могут ремонтировать только те, кто имеет доступ к тому, чтобы заказывать запчасти. И естественно, если накроется, а в вспышке много чего может накрыться, особенно от частого использования в студии, не личного использования, то там может быть много.

Может быть удар, могут уронить вспышку, может конденсатор сгореть, может быть перегрев, расплавить корпус, столько случае. Может быть элементарно, клиент даже этого не подозревает, прийти накидать блесток, эти блестки засосет в вспышку, а там есть вентиляция, специальный кулер для охлаждения и просто она сгорит. И человек, пришедший на съемочку с блестками, будет опечален этим фактом, потому что ему придется или заплатить или, опять же, это уже конфликтная ситуация.

Здесь нужно правильно разрулить. Как бы и студия не виновата в том, что она сгорела, и клиент особо не виноват, он этого момента не знал. И тут уже плавающая система, потому как получить негативный отзыв просто, а заработать хорошую репутацию – это уже целая история.

 

 Стахов Юрий: Какие три топовых производителя? Profoto второй или какой?

 Чернов Антон: Как таковой статистики нет, наверное. Если в телефонах есть статистика продаж и пользования, то статистика по студийному оборудованию не знаю даже, есть она или нет.

Какое оборудование лучше, пользоваться?

  Стахов Юрий: Например, Hyundai, какие еще?

  Чернов Антон: Есть Broncolor, Elinchrom и Profoto. Мое мнение, что это три топовых. Falcon, Hyundai, и все остальные китайские неплохие. Это средний сегмент. И есть совсем-совсем Китай, типа Арсенал, который будет работать в студии, он будет. И там если даже вспышка сломается, ее проще просто новую купить, чем ремонтировать.

Но с ней могут быть проблемы: не каждое срабатывание с синхронизатором, она может перегреваться, она может расплавиться, сгореть, прийти в негодность, а она стоит денег, между прочим. По расходниками тоже очень важный момент, чем дороже бренд, тем дороже его обслуживание и расходники. Расходники, что я имею в виду? Это судбоксы, насадки, рефлекторы, синхронизаторы, лампочки пилотного света, лампы вспышки – это все стоит сумасшедших денег сравнительно с Китаем.

 

  Стахов Юрий: Наверное, начинающие люди, которые открывают фотостудии, не особо над этим задумываются.

  Чернов Антон: Они вообще об этом не задумываются. Для них купить фон бумажный – это дорого. А если купить фон бумажный за 70 у.е. это дорого, то, что можно говорить о вспышках. Здесь изначально нужно понимать, что, не вложив в сам процесс, результата не получишь.

 

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

  Стахов Юрий: У тебя есть студия и в нее ты приводишь клевых интересных фотографов с мастер-классами. Поэтому ты регулярно на них присутствуешь, обучаешься. Насколько важно образование для фотографа? По сути, ты у каждого из этих фотографов учишься, слушаешь мастер-класс, делаешь какие-то выводы для себя и уже со своей призмы воспринимаешь дальше и двигаешься в фотографии.

Может, назови пару фамилий, кто на тебя повлиял. Мы обязательно их пригласим. И к тебе, когда кто-то будет приезжать, говори, чтобы мы позвали его к нам и пообщались о фотобизнесе в целом в СНГ.

  Чернов Антон: Я начал привозить фотографов на тот момент, когда я решил, что не годиться каждому фотографу в студии настраивать оборудование, чтоб администратор это делал. Надо что-то поменять. На тот момент было единственное решение этой проблемы – просто обучать.

Не от того, что я хотел себе конкурентов взрастить. Конкуренция – это все миф. Конкуренция есть среди одинакового продукта. Фотограф – это неодинаковый продукт, начиная с общения и заканчивая техникой и готовым результатом. Можно круто снять, но плохо обработать. Есть баланс и его нужно соблюдать.

А одинаковый баланс выровнять двум фотографам просто нереально. Даже просто человеческий фактор. Два человека по-разному общаются и уже они разные. И я начал обучать работать со студийным светом. Это в основном были бесплатные курсы, бесплатные мастер-классы, азы. Это те азы, которые есть и в интернете, но когда они на практике показываются, это очень важно.

И это сработало. Те клиенты, которые уже знали, как этим пользоваться и знали это от нас, приходили в студию и знали, что у них будет гарантированный результат по работе со светом, что они могут взять коммерческий заказ, гарантированно правильно его отснять, потому как они не будут половину времени просто настраивать оборудование, искать что не так, почему пересвет, недосвет.

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

Они придут, поставят схему, с которой они снимали и снимут. И не будет никаких психов, нервов, «подождите, не снимайте», «подождите не позируйте, не улыбайтесь, а теперь улыбайтесь» — это важно при работе с клиентом и этот комфорт передается на него. Если комфортно фотографу, комфортно и клиенту. Если фотограф растерян, потерян, в шоке, в панике, но снимает… он наснимает, будет результат, но клиент задумается, идти ли еще к такому фотографу. Поэтому обучение важно всегда.

Я до сих пор хожу на мастер-классы известных фотографов или просто на интересных программы уже тех фотографов, к которым я уже ходил. Процесс обучения, мне кажется, может быть бесконечным. Это абсолютная истина и правда. Нельзя сказать: «Та, я это знаю». Нельзя. Вчера буквально у нас был открытый урок по обработке, по ретуши. Я знаю все по ретуши, я не могу сказать, что чего-то не знаю, но как делает этот человек, как он привык делать и получает результат, который мне нравится, мне было интересно послушать. Поэтому, люди фотографы индивидуальны. Стоит брать от каждого по крупице и формировать себя.

Это все влияет на готовый результат и на поиск самого себя как фотографа. Я же в какой-то момент снимал очень много и часто, но когда стал заниматься студией на более высоком уровне, немножко отошел от этого дела. И вот, буквально 2 года назад, у меня была перезагрузка. Перезагрузка полная. Я отошел от свадеб и до сих пор радуюсь. Это круто, делать свадебные фотосессии – это колоссальный опыт, это должен любой фотограф пройти, кроме фотографа, который изначально рекламный и только рекламный. Но все равно, мне кажется, даже рекламный фотограф, спустя 3-4 года, захочет все-таки с людьми пообщаться, выйти из своей коморки, отойти от предметного столика.

И, если характер человека позволяет, располагает к общению с людьми, а свадебная фотосъемка – это, прежде всего, общение с людьми, нельзя быть отшельником и снимать свадьбы, то человек фотограф должен себя попробовать и свадебной, и в репортажной съемке, и в клубной съемке. Попробовать. Никто не говорит, что пойти и год отработать. Может быть, найти себя, может быть новые знакомства завести.

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

В любом случае, все заказы фотографа – это постоянный поиск. Нет какого-то проторенного пути, и фотограф изо дня в день снимает одно и то же, общается с одними и теми же людьми. В сфере фотографии это невозможно. Это сфера обслуживания и, в принципе, в любой сфере обслуживания это невозможно.

Поэтому, развитие и обучение – это всегда важно и круто, тем более сейчас в Киеве, даже если просто будет интернет, можно бесплатно на все ходить и ты все равно будешь круто учиться. Мало кто знает, что Дан Хечо снимал свадьбы довольно продолжительное время в своей фирменной обработке, и первый мастер-класс, на который я пошел к Дану, был в Донецке, как сейчас помню, в Шахтар-Плазе.

Это очень фешенебельный крутой отель. Я там ходил слюни вытирал. Это было круто. После этого я привозил Дана Хечо к себе в студии и сейчас мы продолжаем активно общаться, но сейчас Дан перешел уже на совсем другой уровень. Это круто, когда человек развивается. Он нашел свою нишу и это действительно уже европейский фотограф. Я не могу назвать его украинским, потому что он 90% своего времени проводит в Европе, именно там снимает и практикует, и именно там выходят на него и англоязычные фотографы, он прекрасно на английском разговаривает.

Я ездил по всей Украине, и на машине, и путешествовал. Специально в другие города приезжал, для того, чтобы посетить. И в Карпаты даже заносило просто на съемку. И поверьте, мастер-класс фотографа, который пройдет в Киеве в студии, на улице, в городе, он отличается от того же фотографа, который проведет его в Карпатах.

И на фотографа влияет, и сама картинка, атмосфера, погода влияет, настроение, стиль… Я даже был у студийщиков заядлых, которые привыкли в интерьере снимать, но когда они попадают в какую-то природу – у них такой репортаж! Забывают об эстетике, идет динамика, движение, какие-то действия делают и это круто.

Большинство мастер-классов, которые я посещал, были свадебные, потому что я думал, что буду всю жизнь заниматься свадебной съемкой, но нет. И получилось так, что опыт свадебный до сих пор прослеживается и в работе с людьми. Я научился общаться с людьми благодаря свадьбам, начал общаться с клиентами правильно. Ведь правильно себя продать – это тоже очень важно.

Как развить для себя творчество?

  Стахов Юрий: Мы сейчас поговорили больше о коммерческой составляющей. Ты еще говорил, что есть направление для души. Чем ты занимаешься для души, для себя, для развития своего творчества?

  Чернов Антон: Для души, буквально полгода назад, я открыл для себя такую вещь как фотостоки. Я всегда был слаб к фотосъемке. Она меня все время сопровождает на протяжении всей моей практики, именно коммерческой практики. Я просто не мог раньше отказаться от фотозаказов, то это был уровень не топчик.

Это был нормальный уровень, который можно напечатать в меню, но это не была художка прям такая, что ты смотришь и весь изливаешься слюнями и все круто и красиво. Это была каталожная съемка. Блюдо, фотка – в менюху дизайнер заверстал красиво. Нужно обновить – не вопрос – пришел, отфоткал.

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

Я снимал венские булочки 10 лет назад. Этот бренд довольно известен и все его знают, причем я снимал тогда не только меню и не только кухню, но и рекламные материалы с людьми, с кофе – это было круто. Это был опять же, рекламный опыт.

Но потом был промежуток времени, когда я занимался свадьбами, потом события в стране, еще много всего, потом глобальный проект по студии был, который занял много времени и исключал момент творческих съемок. Именно творческих, коммерцию я брал. Но творческие и поиск себя начался только сейчас, когда я могу более менее выдохнуть.

Прошлым Новым годом я сидел скучал в студии, уже не сезон пошел, январь, у всех бюджеты коммерческие еще не сформировались, а прошлогодние закончились. Перед Новым годом ажиотаж покупок спал. Январь он у всех – раз, и уже февраль. Января нет, как такового. Я сидел и решил пообщаться с несколькими людьми, которые хорошо себя проявляют на стоках, и подумал, почему бы не попробовать. У меня реально много материала, который просто лежит.

Это не была идея фикс «пойду снимать на стоки». Хотя, конечно, может это и не совсем правильно. Но это был так – «а попробую». Я вдохновился одним человеком, это мой партнер по фуджи-фильму – фуджи-гайс Антон Забельский. Он мне показал свой аккаунт, я посмотрел и спросил: «Сколько…???» Человек никогда об этом не говорил, и у меня это просто в паранойю переросло. Даже мой канал сейчас называет «Стокоголик».

 

  Стахов Юрий: Ты начал снимать еду на фотобанках? Или все снимаешь?

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

  Чернов Антон: Я снимал еду всегда и начинал с еды, когда у меня был момент только рекламной съемки, не свадьбы, не люди – снимал в ресторанах. И даже те снимки, 5-6 летней давности, я загружал сейчас. Я поднял свои архивы, это книжечки винчестеров поподключал, отобрал папочки и залил на первом этапе 100 фотографий, может быть 50. За первый же месяц это выросло в приличную сумму, можно было позволить себе сходить в ресторан с семьей и нормально поужинать. И вот этот момент продажи и постоянный мониторинг количества продаж в день кинул меня в паранойю.

Сейчас я остыл, конечно. Прошло больше полугода – 9 месяцев, и сейчас я начал мониторить темы, тренды, и это начало усложнять процесс. И честно, всё что меня усложняет, отбивает мой интерес. Я не раз говорил на своем канале, что если вам что-то тяжело и сильно сложно, нужно просто отказываться от этого, иначе, результат не будет вдохновлять. Иногда может и нужно бороться.

Иногда мне говорят рассказать о том, как я снимаю, почему, на какие объективы, камеры, я говорю: «Ребята, для меня это не то, чтобы сложно вам рассказать, это истина, которая в интернете на поверхности лежит». Открыл ноутбук, телефон даже, открыл интернет, там все это есть.

Сам момент, как заливать, как снимать, какой свет, какая композиция, какое восприятие света – ведь стоки это изначально рекламная фотография. Это то, с чего я начал и к чему опять пришел. И сейчас уже, имея хорошую практику (я считаю, что это хорошая практика) – опыт в рекламной фотографии, который приучил меня мыслить и композиционно и по свету, и по подаче.

 

  Стахов Юрий: Ты понимаешь уже, какую картинку хотят купить, потому что у тебя мозг работает уже в сторону удовлетворения потребностей рекламных заказчиков.

  Чернов Антон: Да, и сейчас уже, когда у меня клиенты спрашивают портфолио, у меня, кстати, до сих пор его нет (это наверное одна из причин, почему я до сих пор не снимаю в нормальных ресторанах), я сбрасываю шапку.

 

  Стахов Юрий: Ты затронул вопрос, когда начинаются сложности и все спрашивают как загружать, как заливать. По сути, все задают вопросы, которые итак есть в сети, в Ютубе миллион каналов, где все это рассказывается. Согласишься ли ты с моей мыслью, что во многом люди ленятся просто это делать. То есть, у тебя пришел творческий посыл, тебе интересно разобраться, ты берешь, ищешь ответы.

У тебя есть цель, желание. И на мой взгляд, отсутствие цели порождает лень, когда ожидают, что ты все расскажешь. Но ты думаешь, чуваки, откройте вы Ютуб, там все есть. На самом деле это просто, но нет цели, и вы не хотите достичь 500 у.е. на фотобанках и поэтому у вас возникают вопросы.

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

Если есть вопросы и желание в них разобраться, ты сидишь и ночью в них разбираешься, ни у кого ничего не спрашиваешь, ты тупо делаешь, делаешь, делаешь… Делаешь неправильно, делаешь правильно через полгода понимаешь, что ты делал неправильно и что ты делал правильно.

Меня эта тема задела, я аж включился. Ведь реально, берешь, делаешь, через полгода понимаешь, что ты делал неправильно и что правильно. А так получается, что все задают вопросы, потому что не хотят вкладывать 100% энергии и просят рассказать им, как делать правильно, и они вложат 20% энергии, а на 80% поплюют семечки перед теликом дома.

  Чернов Антон: Это не то чтобы бесит, но это человеческая сущность, мне кажется. Для того, чтобы подняться с дивана и пойти что-то пробовать, нужно подняться с дивана, а задать вопрос можно и сидя на диване. Вот и все. Помнишь, есть такая истина: «Долго, дорого, круто».

Из этих трех составляющих две из них выбираешь и получаешь ответ на свой вопрос. Мне кажется, точно так же и здесь есть три составляющих, в которых есть интерес, потребность и третью составляющую я забыл. Если есть интерес, ты начинаешь что-то делать. Вспомнил.

Лень, интерес и потребность – три составляющих. Если у тебя есть лень, но перевешивает интерес, ты начинаешь работать. Если у тебя есть потребность, но есть лень, должен быть еще и интерес. Ты не можешь тремя составляющими владеть. И если ты владеешь ленью, то все – до свидос! И именно это движет людьми, потому как я никогда не думал, что я вообще буду на стоках работать. Как сейчас, наверное, каждый сотый человек посмотрел, он только зарегистрирован на стоках. И то, если зарегистрирован, то это не значит, что ты там уже работаешь. Можно зарегистрироваться, заработать 5 у.е. и бросить.

 Заработок на фотобанках, и сколько дохода это приносит?

 

  Стахов Юрий: Ты 9 месяцев работаешь на фотобанках. Сколько фотографий ты загрузил? Сколько фотографий в портфолио? И если можешь, огласи какие-то цифры в доходах, чтоб людям знали. Просто часто и мне задают вопросы. Насколько стоки сейчас актуальны, сколько на них можно сейчас зарабатывать, потому что очень большая конкуренция?

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

  Чернов Антон: Когда я регистрировался, мне говорили, что стоки это уже все, там нет экзаменов, принимают уже все подряд, там столько всякого мусора, у тебя ничего не получится, это уже не те стоки, которые были 10 лет назад. Действительно, стоки, как таковые, были в расцвете 10 лет назад и те фотографы, которые в то время снимали, сейчас даже не работают. Я знаю таких людей.

Они до сих пор там периодически что-то подгружают, переделывают из того, что было уже снято. Это могут быть 6-8-ми мегапиксельные фотографии, и они все равно продаются в расширенной лицензии и расширенной. Сток – это система огромного каталога и выбирают в нем люди, которых тоже миллионы. Поэтому, вопрос, а как нужно снять, чтобы фото купили – просто нет на него ответа.

Человек без вкуса покупает попсовую фотку, обычную. А есть человек с супер извращенным вкусом, который покупает маракуйю с креветкой на тарелке. Это не сочетается и продается не в каждом магазине и вообще, на фига он это покупает, а вот ему понравилось.

 

  Стахов Юрий: Хорошо. Сколько фоток у тебя загружено?

  Чернов Антон: В первый месяц я загрузил, как я уже говорил, совсем чуть-чуть, а во второй я загрузил около 600 фотографий. Продажи у меня увеличились сразу в 2 раза. Первые 3-4 месяца была 2-кратная динамика продаж – это прямо вау! Сейчас динамика спала. Она увеличиться, но она спала. Сейчас у меня 4211 фотографий. Но, поначалу, я неправильно загружал фотографии. Я грузил сумасшедшими сериями. На стоке есть система оценки фотографий. Она принимает фотографии.

Ты их атрибутируешь, пишешь ключевые слова, описание, робот проверяет на резкость, на сюжетность, на пересветы, но принимают все равно люди. И они уже выставляют оценку, рейтинг, скрытый рейтинг, который нигде не видно, нигде не публикуется. И от этого рейтинга зависят продажи.

Если поставлен средний рейтинг – эта фотография будет продаваться, но топом она никогда не будет, и неизвестно, когда она будет продаваться, через полгода или больше. Если рейтинг топовый, то эта фотография может выйти и в топы, и продаваться часто, и вообще, у меня есть такие фотографии, которые продаются каждый день по 5-6 раз.

 

  Стахов Юрий: И это ты сам все загрузил?

  Чернов Антон: Да, это все я загружал сам, без сторонних программ. Я знаю, что они есть, это все классно, круто, но тут как раз мой момент лени – разбираться в них. Мне проще ручками. Когда я делаю это ручками, я учусь.

 

  Стахов Юрий: Ты продолжаешь загружать сейчас фотографии?

  Чернов Антон: Да, вот ночью загружал.

 

  Стахов Юрий: Сколько сейчас ты загружаешь в месяц?

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

  Чернов Антон: Я загружаю сейчас очень мало. Во-первых, у меня сейчас очень много съемок. Пошел прям какой-то сезон. Летом я мог загружать. Сейчас много съемок и у меня в приоритете обработать и отдать клиенту съемку, чем загрузить себе несколько фоточек.

  Стахов Юрий: Ты вывел свой профиль на какой-то доход в месяц?

  Чернов Антон: Сейчас я за одну загрузку 20 фотографий загружаю, и этого хватает для того, чтобы мелькать, как активный профиль. Как я говорил, раньше я сериями валил.

 

  Стахов Юрий: Только еду грузишь?

  Чернов Антон: Нет, сейчас вот пару месяцев как начал с людьми работать.

 

  Стахов Юрий: Я слышал концепцию, что профиль должен быть в одном стиле, он должен быть только о еде, тогда его успешней покупают, подписываются те, кому нужна еда, и постоянно смотрят твои новости.

  Чернов Антон: Есть такая теория, но есть и практика. Я знаю несколько успешных фотографов, как фотографов, которые льют на стоки. И там есть и фэшн, и фуд, и свадьбы, и пейзажи, и текстуры, и продается все. Смотришь на первую страницу – это топ-100 продаж, а там все. Поэтому, так нельзя расценивать. Фотография высвечивается по запросу. Запрос делает клиент. Не факт, что он пойдет к вам в профиль.

Вообще не факт. Вообще не пойдет. И эта фотография, если это в лайт-боксе, на других стоках, не на том, на который я гружу, фотография светиться, он ее зашел, купил. Даже когда он покупает эту фотографию, ему высвечивается подборка похожих фотографий. Ему не высвечиваются фотографии только ваши. Нет такого, что только этого автора иди покупай. Сток в этом не заинтересован.

 

  Стахов Юрий: А за сколько максимально у тебя покупали фотографию?

  Чернов Антон: Вообще, на стоках цена за одну продажу колеблется от 20-30 у.е., на разных стоках по-разному. И на многих стоках такого нет, как продажа фотографии без подписки или продажа расширенной лицензии. Есть просто продажа. Это на большинстве стоков.

 

  Стахов Юрий: Я понимаю, что есть 25 центов – 65 у.е.

  Чернов Антон: Сейчас еще отчисление за базовую продажу, продажу по подписки, зависит от самого аккаунта. Если аккаунт раскрученный или топовый или уже с каким-то балансом продаж, то уже идут больше отчисления. По-моему, 25 центов, сейчас у меня 33 цента, и по-моему, 38 центов – это максимально.

 

  Стахов Юрий: И 42.

  Чернов Антон: И 42 еще есть? Ну это, наверное, у каких-то супер вип аккаунтов. Но именно у Shutterstock есть статистика продаж по подписке по лицензии. Если покупается фотография для печати, для тираживания, для буклетов, для наружной рекламы и у нее есть какое-то количество просмотров, то, что происходит – эту фотографию вынуждены покупать по расширенной лицензии. Вынуждены, но не обязаны.

И многие покупатели хитрят, а сейчас еще, не так давно, я узнал о способе мошенничества на стоках, и это меня прям в ступор ввело, и теперь по-другому на это все смотрю. Но вернемся к вопросу продажи. Самая большая продажа порядка 100 у.е. за одну фотографию. Это была еда, и не топовая фотография, не рейтинговая.

  Стахов Юрий: То есть, как всегда, не понятно вообще как ее купили.

 

  Чернов Антон: Загрузил ее неделю назад, и она продалась. Обновляешь аккаунт, а там уже не 2 цифры, а 3.

  Стахов Юрий: А можешь огласить, если не секрет, сколько у тебя сейчас в месяц получается либо с Shutterstock, либо со всех фотобанков, какую-то цифру?

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

  Чернов Антон: Это был для меня эксперимент, и он им и остается. Я не вышел на тот уровень, на котором можно зарабатывать только стоками и пока не собираюсь. Я знаю, как выйти на него. Может быть это и будет. Но у меня есть еще другие направления, которые я просто физически не могу бросить.

Это как раз о том, что работа на самого себя – фотографы, фрилансеры – имеют много свободного времени, но это не так. Самый важный дядя, на которого вы не хотите работать – это вы. И если вы работаете на дядю, вы работаете определенное фиксированное время, если работаете на самого себя, то у вас этого времени просто нет.

  Стахов Юрий: Вы понимаете, что чем больше времени тратите, тем больше зарабатываете.

  Чернов Антон: И когда ты просто идешь в лес отдыхаешь и не работаешь или сделал себе выходной, ты знаешь цену этого выходного и ты знаешь, сколько ты потерял. А человек очень корыстен, и заставить себя… можно только уехать куда-то. Ито, уехать так, чтобы не был гаджетов, фотоаппарат не брать. Я сейчас еду в Африку, но если возьму фотоаппарат, начну снимать на стоки. И что с этим делать? Я начну искать модель, чтобы там пофоткать.

 

  Стахов Юрий: Я тебя понимаю, потому что я сам работаю на стоках, зарабатываю на стоках. У нас был запуск тренинга по фотобанкам. Мы выпустили группу из 30 человек по этой теме и в январе планируем запуск новой операции тренинга по фотобанкам, чтобы помочь фотографам новичкам разобраться в этом направлении, выйти на стоки, перестать снимать в стол и начать загружать фото и зарабатывать на этом.

И я потихоньку подбиваю Антона, чтобы он прочитал нам в этом курсе направление еды. Если вам нравится эта идея, поставьте плюс в комментариях. Мне интересно. Я не являюсь экспертом фуд-съемки, но я бы хотел, чтобы в курсе по фотобанкам появилось, как прописывать еду, как ее фоткать и загружать. Это было бы очень прикольно.

  Чернов Антон: В этом нет ничего сложного, но, действительно, услышать от реального живого человека, это лучше даже чем просто на Ютубе посмотреть

 

  Стахов Юрий: А доход из фотобанков, всех, на которые ты грузишь, это до 300 у.е. или больше 300 у.е.?

  Чернов Антон: Сейчас порядка 300-400 у.е. в месяц, но это на том этапе, когда у меня только еда. Грузить людей я начал только-только. Сейчас я начал делать съемки конкретно под стоки. Это, конечно, вообще не эксперимент. Это меня затянуло. Но когда начинался, то был экспериментом, и цель была – не снимать в стол, а загружать тот материал, который не был опубликован.

Ведь на публикации в фейсбуке не заканчивается история фотографии. Вы ее можете публиковать, это круто, но если под ней даже нет лайков, то она может стать бестселлером на стоке. И то, что вы продали фотографию, вы ее продали не дяде, не заказчику, не фирме какой-то крутой – вы ее себе продали и это вас, прежде всего, мотивирует. Вы понимаете, что это не лайк, это лайк за деньги.

 

  Стахов Юрий: Учат ли тебя стоки снимать?

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

  Чернов Антон: Однозначно.

  Стахов Юрий: Например, какие-то фотографии не принимают, пишут, расфокус?

  Чернов Антон: Мне такого не пишут.

 

  Стахов Юрий: Ну, по какой-то причине отклоняют? А ты тогда делаешь выводы и начинаешь снимать более правильно.

  Чернов Антон: Когда я только начинал работать со стоками, была пугалка, которая дошла и до меня, что на стоках очень много фотографий не принимают. Я могу сказать, что это миф. Если вы считаете, что ваша фотография хорошая, то ее примут. Не принять ее могут по нескольким причинам. Одна из них или перенасыщение стока такими фотографиями, или же похожая из тех, которые вы уже загрузили. Опять же, перенасыщение.

 

  Стахов Юрий: Я столкнулся с этим, когда обучал студентов загружать на фотобанки. Не принимают, когда люди начинают грузить все, что у них есть в домашних архивах, а стокам это не нужно. Им нужны коммерческие фотографии, в которых есть коммерческая ценность. Ты клево сказал, насчет понимания того, что нужно рекламному заказчику. Этого дорогого стоит и вырабатывается только в рекламной фотографии. Я знаю в Украине огромное количество стокеров, которые зарабатывают очень хорошо.

  Чернов Антон: Наверное, этот фактор для меня, для моего старта настолько сыграл решающую роль. Я знаю, какие я раньше сам покупал фотки на стоках для макетов, для афиш, для бигбордов, для буклетов и я могу думать, как дизайнер, который покупает эту фотографию.

Не покупает ее владелец мехового магазина или ресторана. Покупает дизайнер, креативщик, пиарщик, с художественным образованием или видением. Естественно, посоветоваться о том, загружать или не загружать, нужно не клиентом, а с фотографом, потому что у фотографа похожее видение этого процесса. Если человек знает о композиции что-то, хотя бы, то у него все будет ок на стоках.

 

  Стахов Юрий: Твой вывод нашей беседы по фотобанкам, что у тебя получилось стартануть сейчас, ты работаешь и 300 у.е. пассивного дохода, наверное, это нормально.

  Чернов Антон: Да. Пассивный доход, конечно, чуть-чуть неправильно сказано. Почему? Я начал грузить активно и дошел вот до 4000 фотографий. Сейчас многие говорят: «4000!!!!» Это ж не просто одна съемка – отснял 1000 фотографий, пришел, загрузил все.

  • Во-первых, прописать. Во-вторых
  • ракурсы должны быть разные
  • сюжеты разные
  • фоны разные
  • свет разный, даже если это одинаковый предмет, блюдо или человек.

Одного человека в студии за час можно сделать 100 фоток, и они все будут разные. А потом еще зафигачить все ч\б и еще 100 будет. Но именно мои продажи стимулировали мой канал на Ютубе. Я начал делать контент себе на канал, который я решил завести долгими зимними вечерами, люди начали спрашивать, а я стал им видео-ответы писать. В этих видео-ответах я снимал, и эти съемки у меня, в том числе, загружены на сток.

 

  Стахов Юрий: А ты сейчас продолжаешь вести свой канал?

  Чернов Антон: Да.

 

  Стахов Юрий: Мы под статьей поставим ссылочку на канал Антона, кому интересно направление еды (я знаю, у нас есть такие подписчики), подписывайтесь, пожалуйста, смотрите, там много интересного.

  Чернов Антон: Причем, я начал делать съемки с людьми, туда заливать бэкстейджики или уроки какие-то делать, а им это неинтересно. Той аудитории, которая меня смотрит, как фуд фотографа на стоке, интересна только еда.

У меня есть даже рубрика «История одной фотографии» стоковая, которая вызывает бурю комментариев, обсуждений, потому что это круто. И человек думает: «А как это снималось? Когда это снималось?» Он не думает, сколько она раз продалась. Если я ее показываю, то она уже продается, это уже не какая-то левая фотка.

Я же ее выбрал. Я эту рубрику завел. Она прикольная. Я этим не показываю свои продажи, что, как ты говоришь – запрещено, но при этом рассказываю о фотографии и это всем интересно. Ведь фотографии реально все разные и они не сняты в одинаковых условиях. Что-то в ресторане, что-то в поездке снималось, но все это объединено тематикой – это все фуд.

Камера в жизни фотографа,и как она значима?

  Стахов Юрий: Ты, насколько я понимаю, снимаешь на беззеркалку. Очень модный тренд. Я делаю на зеркалку свадебную фотосъемку и еще не перешел на беззеркалку. Я ей не очень доверяю, потому что я привык что-то делать со своими камерами в плане репортажа, я их ощущаю, чувствую. А это, совсем другой формат, к нему нужно привыкнуть. Нельзя его взять и пойти на свадьбу, потому что ты много чего испортишь. Расскажи свои ощущения. Еду на стоки ты тоже снимаешь им?

  Чернов Антон: Да. Я снимаю не просто на беззеркалку, я снимаю на беззеркалку Fujifilm и это все не просто так произошло, и почему я ее выбрал? Сначала я ее выбрал, а потом они выбрали меня. Я изначально заядлый пленочник, об этом мало кто знает, но я особо и не продвигался в этом направлении.

Снимал я на пленку довольно много и долго. У меня была большая коллекция пленочных камер. Я переснимал на все. В том числе, у меня сейчас лежит в студии среднеформатная Броника, периодически он протирается от пыли.

Но я думаю, что скоро поснимаю, еще пленочка в холодильнике есть. Но почему я начал снимать на Fujifilm? Я купил первую свою камеру Fujifilm маленькую, компактную, со сменным объективом, но с большой матрицей Fuji Х100 было, если я не ошибаюсь. Я настолько ей проникся, тягал с собой постоянно. Она была со мной днем и ночью, и в поездках, и даже просто в магазин сходить я брал ее и снимал.

Какой-то стрит пытался снимать, пейзажики, людей, красивые моментики. Фотографы, наверное, все так начинают – валят все подряд. Я ходил всегда и везде с этой камерой, снимал все подряд, отбирал, что-то уходило в архив. Были какие-то семейные моменты. Это была камера на каждый день. Конечно же, при этом у меня была зеркалка намного мощнее и круче.

 

  Стахов Юрий: Эта камера на каждый день была легче?

  Чернов Антон: Она была легче, с большой матрицей и у нее был несменный объектив, а это очень важно для фотографа, потому что когда у тебя сменный объектив, ты постоянно в поиске объектива. Статус такой: «В поиске нового объектива». Но почему это так происходит? Это тоже логично. С любой покупкой новой техники, фотограф мотивируется на съемки. Это факт и от него никуда не уйти.

Но, я решил, что покупать объективы на 2 камеры это накладно, поэтому я купил камеру с фиксированным объективом. Я снимал на нее очень долго. Буквально недавно с ней расстался уже окончательно, потому что перешел уже на камеру со сменной оптикой. Свою зеркалку я уже продал. В зеркалке я поменял за те 5 лет, наверное, камеры 4-5, это все было на улучшение.

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

Последняя камера у меня была Nicon D4, объективы топовые, все 1,4, все крутое. Но, был решающий фактор. Я перестал снимать свадьбы, и у меня отпала потребность в свадебном монстре. И, естественно, эти монстры снимают не лучше, чем беззеркалки, кто бы как ни спорил. Клиент оценивает фотографии. Он никогда не узнает марку вашего фотоаппарата по вашей фотографии, если вы ее еще подобработаете в лайт-руме под винтажик, как любят, или в ч/бэшечку.

Тогда вообще, я вас умоляю. На айфон люди свадьбы снимают и снимают это офигенно. На MyWed уже сколько таких свадеб. Моих фактором перехода на беззеркалку был размер, компактность. Картинка здесь была на хуже, а соответственно, тягать большую камеру уже не свадьбы потребности не было. Потом уже я купил камеру, которая вообще не уступает. Ее можно брать на свадьбы.

У меня много знакомых свадебщиков, которые перешли на беззеркалки. Это и Sony, и Fuji, некоторые не Panasonic перешли, и видеооператоры. И беззеркалки, действительно, это удобный, классный инструмент. Стоит он примерно так же, даже, иногда, дешевле. Fujifilm дешевле, может быть Sony подороже стоит. У них большая матрица. Есть еще Pentax, Olympu. Я пробовал всё. Я никогда не был подвязан под какой-то бренд, как сейчас. Сейчас я как бы тоже продолжаю снимать на все, я не обязан снимать только на эту камеру, я снимаю на нее по своей инициативе.

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

Я перепробовал многое. Все это инструмент. С каким инструментом вам удобно работать, с тем и работайте. Для меня была удобна компактность. В ней 24 Мп, у меня было в Nicon D 16 Мп. А кроп в голове. Есть куча людей, свадебщиков, которые на кроп снимают, и куча свадебщиков, которые на средний формат снимают, и там же ведь не кроп, так еще грип меньше. Люди говорят, что полный кадр, это классный грип, это объем, все крутое. Но объем-то делает объектив, и если объектив изначально спроектирован под эту камеру, не переходник, не гелиос какой-нибудь, то поверьте, в связке это будет офигенный инструмент.

 

  Стахов Юрий: А ты экспериментировал с распечатанными фотографиями, с тем, что клиентам показываешь? Ты перешел, для тебя это комфортно, ты никакого дискомфорта не испытываешь, ты только счастлив от того, что это легче?

  Чернов Антон: Я всегда только радуюсь, когда я могу снять еду и поднять камеру одной рукой и нажать на спуск, а не держать еще и за объектив.

 

  Стахов Юрий: И при этом ты не теряешь в размере и детализации?

  Чернов Антон: Детализация здесь намного больше, потому что это беззеркалка. Здесь нет операций, нет никакой шевеленки на длинных выдержках. Здесь все круто. Здесь высокий порог ИСО, здесь поворотный экранчик (на Nicon D4 у меня не было) и мне удобно снимать еду.

 

  Стахов Юрий: Ты говоришь, что на фотобанки грузишь еще старые фотографии, которые снимались на зеркалку. Какие больше покупают? Эти или те?

  Чернов Антон: Нет такой статистики. Я и с телефона гружу фотки, и с камеры, о которой я говорил Х100, я тоже грузил на стоки. Одна из них есть в истории моих фотографий на канале, и это был бестселлер. Это не связано никак с камерой.

В этом все обсуждение, когда на какую-то выставку прихожу, бренд представлять, почему они не выпускают полный формат, почему у них все кроп, а когда ж уже они начнут, мне так все нравится, но она ж кропнутая. Ребятки, она кропнутая, но у нее компактный размер; она кропнутая, но у нее ниже цена; она кропнутая, но у нее дешевле объективы; она кропнутая, но она резче, чем ваша зеркалка.

 

  Стахов Юрий: Это то, с чего мы начинали. Очень много есть мнений, вопросов и очень мало действий. Я вижу эту глобальную проблему, пока обучаю ребят в направлении фотографии или в нашем тренинге или в тренинге по фотобанкам – одно и то же – очень много знаний, рассуждений, люди выделываются друг перед другом знаниями, вместо того, чтобы взять и делать. Неважно, что у тебя в руках. Бери делай и выкладывай, находи, создавай базу клиентов и работай. И это самое важное.

  Чернов Антон: Ко мне подходят люди обсуждать технику, а я смотрю на них и думаю: «А ты ходишь, вообще, снимаешь или ты ходишь только обсуждаешь?» Есть такие. Есть такая категория людей, которые считают, что они должны лет 5 пообсуждать, а потом что-то снимать, и они не снимают.

У них камера устаревает, они начинают депрессовать, потому что нет денег купить новую, обновиться и это всё. Я снимаю и на средний формат Fujifilm и гружу на стоки эти фотографии, но вот то, о чем ты спросил зависит ли статистика продаж – нет.

 

  Стахов Юрий: Какой твой следующий шаг в бизнесе, в стоках, в фотографии, в фотостудии? Что ты дальше планируешь?

  Чернов Антон: Спросить такое у фотографа, это как у путешественника. Сейчас мне становится немного скучно и в городе и от всех мероприятий, которые окружают каждый день, от руководства студией. Это круто, это столько знакомств – только из-за этого, наверное, стоит заводить студию. Это много знакомств с интересными людьми, да и с тобой мы общаемся отчасти из-за этого, потому что ты меня, прежде всего, знаешь, как владельца студии.

Но, я хочу себя проявить сейчас как фотограф. Свадебный не то, чтобы не получилось, но я уже отошел от этого и не хочу возвращаться. Много было факторов, которые на это повлияли.

Но если не свадебная съемка, то это и не репортажная, потому что бегать по клубам не особо комфортно для меня и не вызывает удовольствия. А вот после фуд съемки я приезжаю домой и хочу посмотреть, что я наснимал. После репортажа ты приезжаешь, сливаешь и засыпаешь на столе.

 

Фото Антона Чернова

Фото Антона Чернова

  Стахов Юрий: То есть, сейчас тебе интересно направление еды и затея с фотобанками?

  Чернов Антон: Да, эксперимент. Я не могу сказать, что я выберу какое-то направление. Может быть в этом процессе эксперимента я найду себя в чем-то другом.

 Как развить себя как фотографа?

  Стахов Юрий: Короче, ты ищешь себя.

  Чернов Антон: Да. Мне кажется, фотограф не может быть привязан к чему-то. Нужно ходить и все пробовать, все искать. Это нормальная тема и тем более, никто этого не запрещает. Фотографы, хоть и батрачат, работают и залипают за компом очень часто (главное чтоб не играли в танки), все равно будут себя искать и пробовать все.

 

  Стахов Юрий: Нас читают фотографы. Кто-то из них начинающий, кто-то профи. Можешь дать какую-то рекомендацию, использую свой опыт 50-и мастер-классов, фотосъемок? Пожелай что-то фотографам, чтобы на них повлияло.

  Чернов Антон: Я могу пожелать одно – пытайтесь бороться со своей ленью. Это подходит на все 100%. Когда снимаете еду, людей, предметку, рекламу и подошла лень – отодвиньте ее и идите на мастер-класс. На мастер-классе вы, во-первых, посмотрите на людей, которые тоже пришли на мастер-класс. Это уже тусовка.

Для чего эти все школы делаются? Они еще и на социум настроены. Школа, детский сад, музыкальная школа настроены не только на обучение, но и на социум. Все обучающие мастер-классы и школы – это тоже социум. И когда человек приходит послушать лектора, он слышит вопросы от другого человека, пришедшего на мастер-класс, и думает: «Интересный чувак. Добавлю-ка я его в фейсбук». А потом, вы вместе снимаете или вообще, поехали вместе отдыхать, работать или студию открыли.

 

  Стахов Юрий: Короче, тусите и боритесь с ленью! Спасибо тебе большое за то, что пришел в гости, за то, что поделился большим количеством информации, и я уверен, что будет много вопросов. Мы напишем ее не одну статью, потому что будет шквал вопросов и комментариев к тебе, по поводу еды.

  Чернов Антон: Спасибо, до новых встреч! Пока.

 

Регистрируйтесь на вебинар «Как фотографу продать себя дороже»чтобы узнать как успешно продавать себя, вести базу клиентов и зарабатывать на существующих клиентах.

Интервью для вас подготовили:

Стахов Юрий                                                                                                                                                                                              Чернов Антон